Позисторная система СКНБ

Температурная СКНБ

Температурная СКНБ состоит из 8 термодатчиков (бывает 9 с приводом РК), включенных в цепь последовательно; тумблера контроля; сигнальной лампы, расположенной на электрощите; звонка, расположенного внутри электрощита.

Внутри каждого датчика находится легкоплавкий металл (сплав Вуда), который соединяет между собой два провода, при достижении температуры буксового узла свыше 90 градусов легкоплавкий металл расплавляется, тем самым размыкая электрическую цепь, СКНБ, при этом срабатывает постоянный звуковой и световой сигнал.

 

При срабатывании СКНБ проводник обязан:

1) убедиться, что сработала данная сигнализация, а не вызывная;

2) остановить поезд стоп-краном;

3) оградить поезд красным сигналом (флажком в дневное или фонарем в ночное время суток), при этом убедиться, чтобы сигнал был продублирован;

4) по цепочке вызвать ЛНП и ПЭМ;

5) до прихода ЛНП и ПЭМ выявить перегревшуюся буксу методом ощупывания.

 

При отправлении в рейс в пунктах формирования и оборота сигнализация проверяется на работоспособность, для этого нужно тумблер контроля СКНБ привести в положение «проверка», тем самым искусственно разорвав цепь. При этом должна загореться красная сигнальная лампа «перегрев СКНБ» и зазвенеть звонок постоянным звуковым сигналом.

При ложном срабатывании СКНБ (обрыв датчика) ПЭМ замыкает между собой провода испорченного датчика, тем самым исключая буксу, оставив её без сигнализации перегрева, и при этом обязывает проводника на каждой станции ощупывать исключенную буксу.

На каждой станции со стоянкой более 10 минут проводник обязан ощупывать все 8 буксовых узлов на наличие нагрева.

Недостатком системы является то, что она не может различить ложное срабатывание от перегрева.

 

Позистор – это термосопротивление (устанавливается вместо легкоплавкого металла), которое при нагреве изменяет свое сопротивление.

Различие температурной и позисторной систем в том, что позисторная система способна отличить ложное срабатывание (обрыв датчика) от нагрева буксового узла.

Внутри каждого датчика установлен позистор, который в спокойном состоянии при температуре 20-25 °С имеет сопротивление ~100 Ом. При нагреве буксы до 90 °С сопротивление возрастает до 7,9 кОм. Внутри распределительного щита расположен электронный блок, который контролирует сопротивление датчиков со своим стабилизированным сопротивлением, которое расположено внутри блока.

Если сопротивление датчиков будет менее стабилизированного сопротивления блока, то электронный блок выдаст на распределительный щит прерывистый звуковой и световой сигналы. Это означает ложное срабатывание СКНБ. При этом стоп-кран не срывается, а вызывается ПЭМ или ЛНП.

Если сопротивление датчиков будет выше стабилизированного сопротивления блока, то блок выдаст на электрощит постоянный звуковой и световой сигналы. Это означает грение буксового узла. Действия как при срабатывании температурной СКНБ.

 

В весенне-осенний период, когда сигнализация подвержена влиянию влаги, она должна проверяться на ложное срабатывание. Когда сигнализация сработала, независимо от сигнала, необходимо поставить главный пакетный выключатель в положение «0» на 10-15 секунд. Если после возвращения переключателя в положение «нормальный режим» сигнализация не сработала, то сигнал был ложным. Если после установки переключателя в нормальное положение сигнал продублировался, то действия проводника такие же, как описано выше – сигнал не ложный.