Организация автоматизированного рабочего места врача

Организация автоматизированного рабочего места врача. Системы управления базами данных.

ЗАНЯТИЕ №4

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Познакомьтесь с МПКС отделений функциональной диагностики и интенсивной терапии.

ЗАДАНИЕ

(занятие проводится на базе лечебно-профилактического учреждения)

1. Перечислите МПКС, которыми располагают данные отделения.

2. К какому типу относится каждая из систем.

 

 

1. Что вы понимаете под понятием «автоматизированное место врача».

2. Перечислите компоненты аппаратного обеспечения, необходимые врачу любой специальности.

3. Что называют медицинскими приборно-компьютерными системами.

4. Как можно классифицировать МПКС.

5. В чем отличие клинических и исследовательских МПКС.

6. Расскажите о классификации МПКС по функциональным возможностям.

7. Что такое МПКС для функциональной диагностики. Какие показатели измеряются в рамках функциональной диагностики.

8. Приведите примеры МПКС для функциональной диагностики.

9. Перечислите этапы компьютеризированного функционального исследования.

10. Расскажите о МПКС для лучевой диагностики. Какие операции над изображением вы знаете.

11. Приведите примеры МПКС для лучевой диагностики.

12. Какие МПКС называют мониторными системами.

13. Расскажите о МПКС для управления лечебным процессом.

 

 

Цель:Ознакомиться с основными принципами организации автоматизированного рабочего места врача и работой систем управления базами данных.

Необходимо знать:понятие автоматизированного рабочего места, общие принципы его создания и требования к организации; понятие медицинских электронных баз данных, преимущества электронных карт перед рукописными.

Необходимо уметь:уметь работать с готовой базой электронных историй болезни, вносить новые данные в базу и редактировать их.

 

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Создание АРМ значительно улучшает качество лечебно-диагностической помощи. Сокращает время, затрачиваемое на оформление документации, позволяя уделять больше внимания работе с пациентами.

Существует четыре общих принципа создания АРМ:

1. Системность: АРМ должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов, при этом структура АРМ должна строго соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место.

2. Гибкость: данный принцип предполагает возможность модернизации АРМ, для этого все подсистемы рабочего места выполняются в виде отдельных легко заменяемых модулей, а для того, чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизованы.

3. Устойчивость: АРМ должно выполнять свои функции независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов, при возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться.

4. Эффективность: затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать выгоду от ее использования.

К автоматизированному рабочему месту предъявляются следующие требования:

1. полнота удовлетворения информационных потребностей пользователя (например, АРМ должно предоставлять доступ к различной справочной информации, руководствам по специальности и т.д.);

2. минимальное время ответа на запросы пользователя, чем быстрее получена информация, тем выше ее ценность;

3. адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых действий;

4. возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;

5. надежность и простота обслуживания;

6. дружественный интерфейс (работа с АРМ должна быть комфортной для пользователя);

7. возможность работы в составе вычислительной сети (наличие коммуникаций объединяет АРМы в АСУ).

При создании автоматизированного рабочего места конкретного сотрудника, прежде всего, необходимо определить круг его должностных обязанностей, перечень наиболее типичных манипуляций, выполняемых на рабочем месте и потребность в той или иной информации. Следующим шагом является выбор функций, которые могут быть автоматизированы. На основе этих сведений создается АРМ с характерным набором технических и программных средств, наиболее полно отвечающее потребностям работника.

В настоящее время разработаны автоматизированные рабочие места практически для всех, нуждающихся в них, сотрудников лечебно-профилактических учреждений. Так существуют АРМ руководителя, сотрудника административно-хозяйственных служб (бухгалтера, специалиста по кадрам, юриста, секретаря и т.д.), АРМ врачей различных специальностей, медрегистратора, старшей сестры, постовой сестры и т.д.