Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. - №4. – С.
Семенова К. А., Степанченко О. В., Виноградова Л. И. Панчеико И. И. Метод искусственной локальной гипотермии коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом// Дефектология. – 1990. - №2. – 17-20.
******
В клинической картине детского церебрального паралича (ДЦП) дизартрии являются одним из факторов, способствующих тяжелой инвалидизации детей. Вопросы коррекции дизартрии остаются актуальными, что обусловлено распространенностью данного заболевания, длительностью не всегда эффективного лечения, трудностями реабилитации и социальной адаптации больных.
Поражение двигательной и речевой сферы больного возникает в перинатальный период и закрепляется в резидуальной стадии заболевания. Форма дизартрии — спастическая, гиперкинетическая или мозжечковая — зависит от локализации основного процесса. В патогенезе любой формы дизартрии помимо собственно двигательных расстройств существенную роль играет ап-раксия артикуляционной мускулатуры, аналогично тому, как конструктивная апраксия в нарушении манипулятивной деятельности рук препятствует этой деятельности даже при сравнительно легких парезах [5, 8, 11, 12, 14, 15, 17—19].
Для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата и гиперкинезов мимической мускулатуры, нарушающих процесс формирования произносительной стороны речи ребенка, страдающего ДЦП, проводятся специальные комплексы логопедических занятий, медикаментозная терапия, комплексы ЛФК и массажа, физиотерапия и бальнеолечение [1—4, 6, 7, 9, 10, 13, 16]. Названные методы коррекции речедвигательных нарушений, применяемые логопедом по отношению к детям старше трех лет, дают стойкий положительный эффект лишь в 20—25 % наблюдений при спастической форме дизартрии и в 10—15%—при гиперкинетической форме. У остальной части больных применение перечисленных коррекционных методик способствует лишь незначительному улучшению произносительной стороны речи, но эффект нестоек сам по себе и довольно легко подавляется интеркуррентными заболеваниями, перегрузками и т. д.
С целью повышения эффективности мероприятий по коррекции дизартрии, обусловленных спастикой и гиперкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, нами предложена методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речедвигательного аппарата.
Метод искусственной локальной гипотермии (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребенка, накладывают поочередно на мышцы речедвигательного аппарата — круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и параоральной зоны. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 мин; одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 30 с. Курс лечения составляет 15— 20 сеансов, проводимых ежедневно. Сразу после сеанса ИЛГ проводятся занятия логопеда с больным по выработке новых речедвигательных навыков, постепенно переходящих в речевые.
Исследование проведено на 70 больных в возрасте от 3 до 13 лет, страдающих ДЦП и дизартрией в спастической и спастико-гиперкинетической форме. Уровень интеллектуального развития наблюдаемых больных, как правило, соответствовал возрастной норме, лишь в некоторых случаях имела место легкая задержка психоречевого развития. По степени тяжести наблюдаемые больные подразделились на три группы: в I группу входили больные, у которых внятная, членораздельная речь отсутствовала; II группа объединяла больных, владеющих произносительной речью, но с разно-структурными характеристиками нарушений ее разборчивости; III группу составляли больные, у которых имелась фразовая речь, но произношение напоминало неартикулиро-ванную деятельность с трудностью вычленения синтагматических и фонематических отрезков звукового потока.
Перед применением ИЛГ проводился анализ объема произвольных движений мышц речевого аппарата ребенка и ритмико-мелодических свойств речи, особенностей звукопроизношения. Определялась форма клинического речедвигательного синдрома.
Схема обследования, проводимого невропатологом совместно с логопедом, такова:
1. Определялась произносительная сторона речи: голос (сила, высота, модулированность, продолжительность); темп, ритм, интонация; звукопроизношение (пропуск, замена, искажение звуков); общая разборчивость и выразительность речи.
2.Проводилась оценка функциональных возможностей мышц речевого аппарата, особенностей их движений во время спонтанной речи и в процессе выполнения специальных заданий. При этом учитывались: сила мышц, амплитуда, объем движений; симметричность включения в движения артикуляционных мышц; скорость переключения движений артикуляционных мышц; латентный период включения в движение.
3. Определялся характер произношения звуков и возможность их воспроизведения. Звуки оценивались по месту и способу их образования: смычные, щелевые, аффрикативные, сонорные, гласные.
4. Определялась степень выраженности гиперкинезов мимической и артикуляционной мускулатуры, мимических синергии и синкинезий, клонусов нижней челюсти.
5. Учитывалось наличие вегетативных реакций во время речи (покраснение или бледность кожи лица и шеи, потоотделение, интенсивность слюноотделения).
Всем больным с речедвигательными нарушениями проводилась искусственная локальная гипотермия по схеме, описанной выше, с последующими логопедическими занятиями. В I и II группах больных сеансы ИЛГ в ряде наблюдений повторялись 2— 3 раза в день.
Сразу после удаления льда отмечалось значительное снижение тонуса и уменьшение напряжения мышц речевого аппарата, а также регресс гиперкинетических проявлений в мимико-артикуляционной мускулатуре, что создавало основу для новых возможностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого нёба, в оформлении голосовой активности, а также в выполнении правильной траектории движений, в увеличении работоспособности включаемых мышечных групп речевого аппарата, что в целом было практически неосуществимо до применения ИЛГ. Увеличивались амплитуда и объем активных движений при раскрывании рта, смыкании губ, перемещении языка внутри и вне полости рта, полностью или частично редуцировалась асимметрия мимических и артикуляционных мышц во время речевой деятельности, укорачивался латентный период при переключении с одного вида движений на другой.
Прослеживалась позитивная динамика и произносительной стороны речи: возрастала сила голоса, продолжительность непрерывного произношения, более естественным становился нарушенный ранее темп речи, даже в очень тяжелых случаях появлялись элементы ее правильного ритма и интонационной модулированности, улучшалась общая разборчивость речи, реже отмечались пропуски, замена и искажение звуков, отчетливей становилось произношение смычных и щелевых согласных.
На фоне заметного регресса гиперкинезов мимической и артикуляционной мускулатуры, в том числе гиперкинезов языка, уменьшались синергические проявления и синкинетическое патологическое участие мимических мышц, редуцировались клонические движения нижней челюсти, отмечалось снижение вегетативной гиперактивности, прежде всего, наблюдалось уменьшение саливации и потоотделения.
Эффект от проводимой искусственной локальной гипотермии в первые дни держался от 2—3 до 6—8 ч и вне зависимости от формы дизартрии определялся, как правило, тяжестью речевого расстройства, уровнем мотивации больного, его настроенностью на успех лечения (в чем немаловажную роль играли помощь и поддержка окружающих). К концу курса лечения результаты речевых тренировок становились, все более продолжительными и стабильными, что отчетливее определялось у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Катамнестические данные, полученные во время повторных госпитализаций больных, а также в результате амбулаторного динамического (в течение года) наблюдения, показали, что приобретенные во время курсового лечения речедвигательные навыки не только стабильно сохраняются, но и получают дальнейшее развитие, что в большей степени касается тех больных, которые продолжали логопедическое обучение с применением ИЛГ.
Приводим подробные результаты обследования больного, получившего курс лечения, включавшего ИЛГ.
Больной Б. (3 г. 5 мес). Мальчик от 2-й беременности, у матери это вторые роды, прошедшие в срок со стимуляцией. Родился в белой асфиксии, шея была троекратно обвита пуповиной, крика не было, проводились реанимационные мероприятия.
В статусе при поступлении: самостоятельно не стоит; стоя при поддержке, опирается на эквино-вальгусные стопы, поясничный лордоз отсутствует, ягодицы гипотрофичны. Выраженное влияние лабиринтного тонического и симметричного шейного тонического рефлексов. В положении сидя позу не удерживает, тотальный кифоз позвоночника, голова свисает. Руки в пронаторно-сгибательной установке. Попытка любого движения рукой сопровождается оральными синкинезиями, гиперкинезами хореоатетоидного характера. Мышечный тонус дистоничен, сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы обеих стоп, симптом Бабинского с двух сторон.
Черепно-мозговые нервы: движения глазных яблок не ограничены, зрачки равные, фотореакция живая, лицо симметричное, нистагма нет. Голос глухой; нёбный и глоточный рефлекс повышены. Язык резко утолщен, малоподвижен, не выходит за пределы полости рта, движения его вверх полностью отсутствуют, в стороны — резко ограничены. Выраженная саливация.
Логопедическое обследование: обращенную речь понимает в объеме бытового общения и примитивной игровой деятельности. Зрительно-слуховая координация хорошо выражена. Объем движений в руках минимален, поэтому нет опыта предметно-практической деятельности. Речевой активности у ребенка нет. Спонтанная произносительная активность чрезвычайно редка и бедна, изобилует задненёбными смыканиями, гласных крайне мало (а, о), произвольных речевых попыток нет. Речевая моторика: гипомимия, в покое рот приоткрыт, кончик языка загнут кверху, чаще находится у верхних альвеол. Акт еды нарушен, сам не жует, глотает плохо. Имеет место синдром недоразвития артикуляционного праксиса.
Заключение: задержка развития речевой деятельности на фоне псевдобульбарного синдрома и фонаторно-артикуляционной апраксии.
Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия, гиперкинетический синдром.
Больному в комплекс коррекционных мероприятий по выработке новых речевых навыков был включен курс ИЛГ на мышцы речедвигательного аппарата. Сразу после удаления ледяной аппликации удавалось добиться нового состояния артикуляционно-мимических мышц; в результате значительно уменьшились гиперкинезы и тоническое напряжение языка, он приобрел нормальную уплощенную форму, увеличился объем активных его движений, чего ранее добиться было невозможно. Наметилась дифференциация в спонтанном включении в произносительную активность мышц языка и губ и появилась возможность получить следующие звуки: а, о, и, э, а также слоги ка, га, та да, ля. Стало возможным удерживать внимание ребенка в процессе артикуляционного поиска и тренировки более 30 мин. По мере продолжения коррекционных занятий с применением ИЛГ возникли активные лепетные реакции, появились формы спонтанного произносительного общения с положительным коммуникативным фоном, расширились звукопроизносительные варианты различного образования согласных, в частности похожих на з, ж, ш. Больной стал произносить слова дай, папа, мама, баба, да, где, вода, тётя, значительно увеличилось стремление к речевому общению.
По окончании коррекционного курса, направленного на выработку речевых навыков, включавшего 15 сеансов ИЛГ, матери ребенка даны рекомендации тренировать у мальчика звукопроизношение и пробуждать потребность включения в «диалог», а также вырабатывать восприятие импровизированных сказок с вызыванием любой произносительной активности на фоне применения ИЛГ в амбулаторных условиях.
Представленные данные свидетельствуют о положительном эффекте от использования в логопедической практике искусственной локальной гипотермии, что проявляется после сеанса ИЛГ в новой, более физиологичной позиции мышц речедвигательного аппарата на фоне выраженного в той или иной степени регресса гиперкинезов, мышечной спастики или тонических мышечных реакций.
Таким образом, искусственная локальная гипотермия, обуславливая развитие гипобиотического состояния мышц речедвигательного аппарата, снижает интенсивность патологического афферентного потока в корковые зоны речедвигательной системы, способствуя созданию положительной спонтанной перестройки в соответствующих функциональных ее звеньях, с последующей редукцией имеющейся неврологической симптоматики. Все это создает функциональную базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной, целенаправленной коррекционной и стимулирующей работы с ребенком на новой, более продуктивной основе.
Метод прост в исполнении, не требует использования дорогостоящей аппаратуры и специально оборудованного помещения, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний.
Применение в медицинской практике метода искусственной локальной гипотермии позволит значительно повысить эффективность лечебных логопедических приемов в условиях стационаров, поликлиник, специализированных детских санаториев, школ-интернатов, детских садов.
******
В литературе имеются многочисленные указания на то, что в практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые по своему внешнему проявлению напоминают дислалию, но имеют длительную и сложную динамику устранения.
Некоторые исследователи находят у детей с названными дефектами произношения различные нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата. Так, Л. В. Мелехова (1976) отмечает неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю истощаемость. При этом автор указывает, по эти нарушения обнаруживаются нередко лишь в динамикe логопедической работы.
Среди двигательных paccтройств Р. А. Белова-Давид (1967). Ч. Палмер (1967), Х. Риф (1969) называют и такие, как трудность нахождения определенных ПО.lОжений губ, языка, необходимых для произношения звуков.
Природа указанных нарушений остается недостаточно раскрытой вследствие чего исследователи для их обозначения прелагают различные термины: артикуляторная дисиспраксия (М. Морлей. 1957). центральная, органическая или усложненная дислалия (М. Зееман. 1961; Л. В. Мелехова, 1967).
Специальное обследование речи детей старшего дошкольного возраста, страдающих полиморфным косноязычием, состояние общей и речевой моторики, дополненное данными психоневрологического осмотра, а также длительное динамическое наблюдение позволили выявить некоторые особенности проявления и происхождения данной формы косноязычия.
Недостатки произношения у названных детей носили различный характер. Они могли проявляться только в нарушениях произношения звуков, причем в одних случаях это не вызывало задержки фонематического развития, а в других такая задержка имела место. Произношение детей характеризовалось смазанностью, размытостью, нечеткостью артикуляции звуков.
В процессе логопедической работы, направленной на устранение этих недостатков, отмечалась неравномерность развития языковых систем: если фонематические представления и лексико-грамматический строй речи развивались и быстро достигали нормы, то произношение этих детей длительное время оставалось дефектным и не соответствовало уровню развития их речи.
Недостатки звуковой стороны речи нередко проявлялись на фоне неврологической симптоматики. В одних случаях (8 чел.) она имела форму очаговых неврологических микросимптомов (незначительно выраженное одностороннее нарушение иннервации подъязычного, языкоглоточного нерва, гиперкинезы, фибриллярные подергивания языка). В других (45 чел.) - наряду с этим имелась более выраженная неврологическая симптоматика. У всех детей отмечалось нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения, которое имело качественно различные проявления и позволило детей этой группы дифференцировать на 4 подгруппы.
Первую подгруппу отмечалась недостаточность некоторых моторных функций артикуляционного аппарата: избирательная слабость, паретичность некоторых мышц языка.
У этих детей была асимметричная иннервация языка, которая при артикуляции звуков проявлялась в слабости движений одной половины языка. При выполнении изолированных движений некоторые из этих детей не могли распластывать язык.. равномерно поднимать его края вверх. У всех указанных детей наблюдалось искаженное произношение звуков, которые были неоднотипными и распростарнялись на различные группы звуков, что зависело от локализации поражения мышечного артикуляторного аппарата. Так, например, при асимметричной иннервации спинки языка возникло боковое произношение звуков: (с, 3, т, д, к, г, Х). Другие звуки, при образовании которых отмечается подъем спинки языка (И, Э, Ы), также артикулировались боковым положением языка, хотя это и не отражалось на характере звучания, так как при произнесении некоторых звуков можно добиться одинакового акустического эффекта при различном положении артикуляционных органов. При асимметричной иннервации передних краев языка у одних детей отмечалось боковое произношение всей группы свистящих, шипящих звуков (р, д, т, н, л). В других случаях наблюдалось
Смешанное межзубное и боковое произношение указанных звуков. У большинства детей - соответствующее возрасту развитие лексико-грамматического строя речи.
Недостатки произношения у детей этой подгруппы устранялись только в результате артикуляторной гимнастики и выработки правильного артикуляторного уклада того или иного звука. Однако полной автоматизации правильного произношения звуков, особенно в случаях межзубного сигматизма, добиться было невозможно.
У всех детей этой подгруппы отмечалась микроорганика (асимметрия тела языка и мелких движений губ, языка), которая в ряде случаев сочеталась с симптомами более серьезного поражения центральной нервной системы (асимметрия сухожильных и периостальных рефлексов, наличие патологических рефлексов).
Указанные проявления косноязычия у детей представленной подгруппы дают основание думать, что в данном случае недостатки произношения были вызваны, по-видимому, односторонними парезами подъязычного, лицевого нервов. Однако эти парезы носили стертый, невыраженный характер и часто проявлялись в процессе произношения звуков речи лишь в нарушениях наиболее сложных двигательных функций.
Вторую группу составили 7 человек. У детей этой подгруппы в процессе речи отмечалась вялость артикуляции, нечеткость дикции, общая смазанность речи. Таким образом. у детей данной подгруппы имелась недостаточность моторики артикуляторного аппарата при удовлетворительном состоянии обшей моторики. Для детей этой подгруппы определенную трудность представляло овладение произношением звуков, требующих мышечного напряжения, т.е. (р, Л), аффрикат, звонких согласных звуков, особенно взрывных. В силу этого дети звуки (р, л) либо опускали , либо произносили искаженно, Т.е. отмечалось лгубно-губное (смычка заменялась губно-губной фрикцией), родноударное (в результате невозможности напряжения и вибрации кончика языка), аффрикаты распались на составные части (заменялись преимущественно щелевыми звуками), звонкие согласные заменялись глухими.
Выраженное и массивное отставание фонетической стороны речи у этих детей резко не соответствовало как уровню психического, так и общего речевого их развития.
Устранение недостатков произношения у данных детей мы начали с общей артикуляторной гимнастики, направленной развитие силы движения, после чего проводили работу по постановке звуков известными в литературе способами. Однако, будучи поставленными, эти звуки в потоке речи произносились по-прежнему - речь оставалась смазанной и нечеткой. Поэтому основное усилие направлялось на развитие динамической координации движений, что способствовало улучшению речи этих детей.
У всех детей представленной подгруппы отмечалась неврологическая симптоматика, которая выражалась в легкой девиации языка, сглаженности носогубных складок, наличии патологических рефлексов (хоботковый рефлекс) и асимметрии движений языка и губ. Проявления косноязычия у детей данной подгруппы дают основание предполагать, что оно было вызвано органическими нарушениями в речедвигательном анализаторе, которые носили невыраженный, стертый характер и проявлялись только в динамических речедвигательных процессах.
Третью подгруппу составили 8 человек. Отличительной особенностью речи этих детей была замена одних звуков другими, при этом нередко один звук имел несколько звуковых вариантов. Система таких замен (субституций) базировалась на артикуляционном родстве звуков не только по месту их образования, но и по способу образования. Результатом являлось смягченное произношение твердых согласных, замена шипящих звуков свистящими, губное произношение шипящих звуков и звука л, замена л и р звуком й.
У этих детей имели место различные виды фонематического недоразвития. Развитие лексико-грамматического строя речи колебалось от нормы до выраженного отставания. Отмечались также затрудненения в выполнении произвольных двигательных актов. Их затрудняло нахождение определенных позиций губ и особенно языка по инструкции или по подражанию. Значительные трудности представляло для них овладение дифференцированными движениями речевого аппарата: кончика языка и его спинки, языка и губ. Центральный двигательный импульс в данных случаях имел диффузный характер: так, у этих детей отмечался подъем всей массы языка в то время как требовалось сделать движение только одним кончиком языка; отмечались излишние движения губ при произнесении язычных звуков и т. д. У части детей эти проявления сочетались с некоторой вялостью движений артикуляторного аппарата. .
Значительно более эффективные результаты были получены при развитии у детей данной подгруппы сознательного кинестетического анализа звуков речи с опорой на зрительное восприятие движений.
У всех детей этой подгруппы отмечалась органическая симптоматика, которая носила выраженный характер: повышение сухожильных и периостальных рефлексов с одной стороны, повышение или понижение мышечного тонуса с одной или двух сторон, наличие патологических рефлексов.
Это напоминает артикуляторную апраксию. связываемую с афферентными нарушениями речедвигательного анализатора. Однако если артикуляторная апраксия вызывает системное недоразвитие речи - алалию (В. К. Орфинская, 1960; Р. А. Белова-Давид, 1968), то у обследованных нами детей значительное отставание речи могло иметь место только в двух случаях. У остальных детей отмечалось или нормальное развитие всех языковых систем или незначительно выраженное их отставание. М.Морлей (1959), Х.Риф (1969) предлагают подобные проявления нарушения движений и вызванное ими расстройство звукопроизношения называть апрактической дизартрией в отличие от моторных алалий.
Четвертую подгруппу составили дети (I9 ч.), у которых наблюдалась выраженная общая моторная недостаточность, Проявления ее были различны: У 14 детей – двигательная нeловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений. У некоторых детей этой подгруппы отмечалось ограничение объема движений одной половины тела. У 5 детей. наоборот, - явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов. Эти же особенности наблюдались и в движениях органов речевого аппарата у одних детей имелась вялость, скованность движений речевого аппарата, невозможность выполнения некоторых сложных движений у других- двигательное беспокойство, гиперкинезы языка, невозможность удержания заданного положения языка, наличие большого числа синкинезий нижней челюсти, лицевой мускулатуры, пальцев рук и т. д.
У всех детей этой подгруппы косноязычие проявлялось различными нарушениями звукопроизношения: заменами, пропусками, искажениями звуков. У 5 детей этой подгруппы отмечался гнусавый оттенок голоса. Фонематическое и общее речевое развитие варьировало от нормы до значительного отставания. У 5 детей отмечалось заикание. .
Динамика устранения косноязычия у детей этой подгруппы была неодинаковой. У некоторых из них (16 ч.) отмечалось относительно нетрудное становление правильного произношения в процессе комплексной логопедической работы по развитию фонематических представлений и воспитанию артикуляции тех или иных звуков. У других логопедическая работа по устранению указанных дефектов носила очень длительный характер, поскольку у них отмечалась в большинстве случаев ЗПР, проявляющаяся в снижении уровня обобщений и осмысления действительности. При неврологическом обследовании у всех детей данной подгруппы отмечались выраженные симптомы поражения центральной нервной системы. У 13 детей на этом фоне выявилась органическая микросимптоматика, нарушения функций органов речевого аппарата: девиация языка, сглаженность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса, асимметричная иннервация нёба и т. д.
Изучение анамнестических данных всех 53 детей показало, что наряду с неблагополучием пренатального периода и постнатального в анамнезе детей часто отмечались вредности и натального периода: асфиксии, применение механических средств родовспоможения и т. д.
Таким образом, косноязычие у всех представленных детей имело органическую основу. Однако эти органические нарушения носили часто стертый характер. Проявляясь нередко в нарушениях моторной дифференциации в потоке речи. Такие расстройства в практике логопедической работы диагностируются как дислалии.
Однако на основании анализа проявлений описанных форм косноязычия и динамики их устранения, нам кажется, что данные расстройства звукопроизношения было бы правильнее отнести к расстройствам органического ряда и обозначить их как стертые дизартрии.
Представленные клинические проявления нарушений звукопроизношения укладываются в рамки существующей классификации дизартрий. Так, нарушения звукопроиношения, вызванные избирательной неполноценностыо некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (первая подгруппа детей), а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры (вторая подгруппа), мы считаем возможным отнести к стертой форме псевдобульбарной дизартрии.
Клинические особенности нарушения звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (третья подгруппа), дают основание относить их к корковым дизартриям.
Дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (4 подгруппа) могут быть отнесены к смешанным формам дизартрии.