Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. - №4. – С.

Семенова К. А., Степанченко О. В., Виноградова Л. И. Панчеико И. И. Метод искусственной локальной гипотермии коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом// Дефектология. – 1990. - №2. – 17-20.

******

В клинической картине детского цереб­рального паралича (ДЦП) дизартрии явля­ются одним из факторов, способствующих тяжелой инвалидизации детей. Вопросы коррекции дизартрии остаются актуальны­ми, что обусловлено распространенностью данного заболевания, длительностью не всегда эффективного лечения, трудностями реабилитации и социальной адаптации больных.

Поражение двигательной и речевой сферы больного возникает в перинатальный период и закрепляется в резидуальной стадии заболевания. Форма дизартрии — спастиче­ская, гиперкинетическая или мозжечко­вая — зависит от локализации основного процесса. В патогенезе любой формы диз­артрии помимо собственно двигательных расстройств существенную роль играет ап-раксия артикуляционной мускулатуры, ана­логично тому, как конструктивная апраксия в нарушении манипулятивной деятельности рук препятствует этой деятельности даже при сравнительно легких парезах [5, 8, 11, 12, 14, 15, 17—19].

Для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата и гиперкинезов мимической мускулатуры, нарушающих про­цесс формирования произносительной сторо­ны речи ребенка, страдающего ДЦП, проводятся специальные комплексы логопедиче­ских занятий, медикаментозная терапия, комплексы ЛФК и массажа, физиотерапия и бальнеолечение [1—4, 6, 7, 9, 10, 13, 16]. Названные методы коррекции речедвигательных нарушений, применяемые логопе­дом по отношению к детям старше трех лет, дают стойкий положительный эффект лишь в 20—25 % наблюдений при спастической форме дизартрии и в 10—15%—при гиперкинетической форме. У остальной ча­сти больных применение перечисленных коррекционных методик способствует лишь незначительному улучшению произноситель­ной стороны речи, но эффект нестоек сам по себе и довольно легко подавляется интеркуррентными заболеваниями, перегрузка­ми и т. д.

С целью повышения эффективности меро­приятий по коррекции дизартрии, обуслов­ленных спастикой и гиперкинезами артику­ляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, нами предло­жена методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речедвигательного аппарата.

Метод искусственной локальной гипо­термии (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобу­мажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ре­бенка, накладывают поочередно на мышцы речедвигательного аппарата — круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и параоральной зоны. Продолжительность экспозиции ле­дяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 мин; одномо­ментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 30 с. Курс лечения составляет 15— 20 сеансов, проводимых ежедневно. Сразу после сеанса ИЛГ проводятся занятия логопеда с больным по выработке новых речедвигательных навыков, постепенно пере­ходящих в речевые.

Исследование проведено на 70 больных в возрасте от 3 до 13 лет, страдающих ДЦП и дизартрией в спастической и спастико-гиперкинетической форме. Уровень интел­лектуального развития наблюдаемых боль­ных, как правило, соответствовал возра­стной норме, лишь в некоторых случаях имела место легкая задержка психоречевого развития. По степени тяжести наблюдаемые больные подразделились на три группы: в I группу входили больные, у которых внятная, членораздельная речь отсутствова­ла; II группа объединяла больных, владею­щих произносительной речью, но с разно-структурными характеристиками нарушений ее разборчивости; III группу составляли больные, у которых имелась фразовая речь, но произношение напоминало неартикулиро-ванную деятельность с трудностью вычлене­ния синтагматических и фонематических отрезков звукового потока.

Перед применением ИЛГ проводился анализ объема произвольных движений мышц речевого аппарата ребенка и ритмико-мелодических свойств речи, особенностей звукопроизношения. Определялась форма клинического речедвигательного синдрома.

Схема обследования, проводимого невро­патологом совместно с логопедом, такова:

1. Определялась произносительная сторо­на речи: голос (сила, высота, модулированность, продолжительность); темп, ритм, интонация; звукопроизношение (пропуск, замена, искажение звуков); общая разбор­чивость и выразительность речи.

2.Проводилась оценка функциональных возможностей мышц речевого аппарата, особенностей их движений во время спонтан­ной речи и в процессе выполнения специаль­ных заданий. При этом учитывались: сила мышц, амплитуда, объем движений; симметричность включения в движения артикуляционных мышц; скорость переключения движений артикуляционных мышц; латентный период включения в движение.

3. Определялся характер произношения звуков и возможность их воспроизведения. Звуки оценивались по месту и способу их образования: смычные, щелевые, аффрикативные, сонорные, гласные.

4. Определялась степень выраженности гиперкинезов мимической и артикуляционной мускулатуры, мимических синергии и синкинезий, клонусов нижней челюсти.

5. Учитывалось наличие вегетативных реакций во время речи (покраснение или бледность кожи лица и шеи, потоотделение, интенсивность слюноотделения).

Всем больным с речедвигательными нару­шениями проводилась искусственная ло­кальная гипотермия по схеме, описанной выше, с последующими логопедическими занятиями. В I и II группах больных сеансы ИЛГ в ряде наблюдений повторялись 2— 3 раза в день.

Сразу после удаления льда отмечалось значительное снижение тонуса и уменьшение напряжения мышц речевого аппарата, а так­же регресс гиперкинетических проявлений в мимико-артикуляционной мускулатуре, что создавало основу для новых возможностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого нёба, в оформлении голосо­вой активности, а также в выполнении правильной траектории движений, в увели­чении работоспособности включаемых мы­шечных групп речевого аппарата, что в це­лом было практически неосуществимо до применения ИЛГ. Увеличивались амплитуда и объем активных движений при раскрыва­нии рта, смыкании губ, перемещении языка внутри и вне полости рта, полностью или частично редуцировалась асимметрия ми­мических и артикуляционных мышц во время речевой деятельности, укорачивался ла­тентный период при переключении с одного вида движений на другой.

Прослеживалась позитивная динамика и произносительной стороны речи: возраста­ла сила голоса, продолжительность непре­рывного произношения, более естественным становился нарушенный ранее темп речи, даже в очень тяжелых случаях появлялись элементы ее правильного ритма и интонаци­онной модулированности, улучшалась об­щая разборчивость речи, реже отмечались пропуски, замена и искажение звуков, отчетливей становилось произношение смыч­ных и щелевых согласных.

На фоне заметного регресса гиперкинезов мимической и артикуляционной мускулату­ры, в том числе гиперкинезов языка, уменьшались синергические проявления и синкинетическое патологическое участие ми­мических мышц, редуцировались клонические движения нижней челюсти, отмечалось снижение вегетативной гиперактивности, прежде всего, наблюдалось уменьшение саливации и потоотделения.

Эффект от проводимой искусственной локальной гипотермии в первые дни держал­ся от 2—3 до 6—8 ч и вне зависимости от формы дизартрии определялся, как правило, тяжестью речевого расстройства, уровнем мотивации больного, его настроенностью на успех лечения (в чем немаловажную роль играли помощь и поддержка окружающих). К концу курса лечения результаты речевых тренировок становились, все более продол­жительными и стабильными, что отчетливее определялось у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста.

Катамнестические данные, полученные во время повторных госпитализаций больных, а также в результате амбулаторного дина­мического (в течение года) наблюдения, показали, что приобретенные во время курсового лечения речедвигательные навыки не только стабильно сохраняются, но и полу­чают дальнейшее развитие, что в большей степени касается тех больных, которые продолжали логопедическое обучение с применением ИЛГ.

Приводим подробные результаты обследо­вания больного, получившего курс лечения, включавшего ИЛГ.

Больной Б. (3 г. 5 мес). Мальчик от 2-й бере­менности, у матери это вторые роды, прошедшие в срок со стимуляцией. Родился в белой асфиксии, шея была троекратно обвита пуповиной, крика не было, проводились реанимационные мероприятия.

В статусе при поступлении: самостоятельно не стоит; стоя при поддержке, опирается на эквино-вальгусные стопы, поясничный лордоз отсутству­ет, ягодицы гипотрофичны. Выраженное влияние лабиринтного тонического и симметричного шей­ного тонического рефлексов. В положении сидя позу не удерживает, тотальный кифоз позвоночни­ка, голова свисает. Руки в пронаторно-сгибательной установке. Попытка любого движения рукой сопровождается оральными синкинезиями, гиперкинезами хореоатетоидного характера. Мы­шечный тонус дистоничен, сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы обеих стоп, симптом Бабинского с двух сторон.

Черепно-мозговые нервы: движения глазных яблок не ограничены, зрачки равные, фотореакция живая, лицо симметричное, нистагма нет. Голос глухой; нёбный и глоточный рефлекс повышены. Язык резко утолщен, малоподвижен, не выходит за пределы полости рта, движения его вверх полностью отсутствуют, в стороны — резко огра­ничены. Выраженная саливация.

Логопедическое обследование: обращенную речь понимает в объеме бытового общения и примитивной игровой деятельности. Зрительно-слуховая координация хорошо выражена. Объем движений в руках минимален, поэтому нет опыта предметно-практической деятельности. Речевой активности у ребенка нет. Спонтанная произно­сительная активность чрезвычайно редка и бедна, изобилует задненёбными смыканиями, гласных крайне мало (а, о), произвольных речевых попыток нет. Речевая моторика: гипомимия, в покое рот приоткрыт, кончик языка загнут кверху, чаще находится у верхних альвеол. Акт еды нарушен, сам не жует, глотает плохо. Имеет место синдром недоразвития артикуляционного праксиса.

Заключение: задержка развития речевой дея­тельности на фоне псевдобульбарного синдрома и фонаторно-артикуляционной апраксии.

Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия, ги­перкинетический синдром.

Больному в комплекс коррекционных мероприятий по выработке новых речевых навыков был включен курс ИЛГ на мышцы речедвигательного аппарата. Сразу после удаления ледяной аппликации удавалось добиться нового состояния артикуляционно-мимических мышц; в результате значительно уменьшились гиперкинезы и тоническое напряжение языка, он приобрел нормальную уплощенную форму, увеличился объем ак­тивных его движений, чего ранее добиться было невозможно. Наметилась дифференци­ация в спонтанном включении в произноси­тельную активность мышц языка и губ и появилась возможность получить следую­щие звуки: а, о, и, э, а также слоги ка, га, та да, ля. Стало возможным удерживать внимание ребенка в процессе артикуляци­онного поиска и тренировки более 30 мин. По мере продолжения коррекционных заня­тий с применением ИЛГ возникли активные лепетные реакции, появились формы спон­танного произносительного общения с поло­жительным коммуникативным фоном, рас­ширились звукопроизносительные варианты различного образования согласных, в част­ности похожих на з, ж, ш. Больной стал произносить слова дай, папа, мама, баба, да, где, вода, тётя, значительно увеличилось стремление к речевому общению.

По окончании коррекционного курса, направленного на выработку речевых навы­ков, включавшего 15 сеансов ИЛГ, матери ребенка даны рекомендации тренировать у мальчика звукопроизношение и пробуж­дать потребность включения в «диалог», а также вырабатывать восприятие импрови­зированных сказок с вызыванием любой произносительной активности на фоне при­менения ИЛГ в амбулаторных условиях.

Представленные данные свидетельствуют о положительном эффекте от использования в логопедической практике искусственной локальной гипотермии, что проявляется после сеанса ИЛГ в новой, более физиоло­гичной позиции мышц речедвигательного аппарата на фоне выраженного в той или иной степени регресса гиперкинезов, мы­шечной спастики или тонических мышечных реакций.

Таким образом, искусственная локальная гипотермия, обуславливая развитие гипобиотического состояния мышц речедвигатель­ного аппарата, снижает интенсивность пато­логического афферентного потока в корко­вые зоны речедвигательной системы, способ­ствуя созданию положительной спонтанной перестройки в соответствующих функцио­нальных ее звеньях, с последующей ре­дукцией имеющейся неврологической симп­томатики. Все это создает функциональную базу для обеспечения сравнительно быстро­го перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной, целенаправленной коррекционной и стиму­лирующей работы с ребенком на новой, более продуктивной основе.

Метод прост в исполнении, не требует использования дорогостоящей аппаратуры и специально оборудованного помещения, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных забо­леваний.

Применение в медицинской практике мето­да искусственной локальной гипотермии позволит значительно повысить эффектив­ность лечебных логопедических приемов в условиях стационаров, поликлиник, специ­ализированных детских санаториев, школ-интернатов, детских садов.

 

******

В литературе имеются многочисленные указания на то, что в практике логопедической работы встречаются недостатки про­изношения, которые по своему внешнему проявлению напоми­нают дислалию, но имеют длительную и сложную динамику уст­ранения.

Некоторые исследователи находят у детей с названными де­фектами произношения различные нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата. Так, Л. В. Мелехова (1976) отмечает неточность, слабость движений органов артикуляцион­ного аппарата, их быструю истощаемость. При этом автор ука­зывает, по эти нарушения обнаруживаются нередко лишь в ди­намикe логопедической работы.

Среди двигательных paccтройств Р. А. Белова-Давид (1967). Ч. Палмер (1967), Х. Риф (1969) называют и такие, как труд­ность нахождения определенных ПО.lОжений губ, языка, необхо­димых для произношения звуков.

Природа указанных нарушений остается недостаточно раскры­той вследствие чего исследователи для их обозначения прела­гают различные термины: артикуляторная дисиспраксия (М. Мор­лей. 1957). центральная, органическая или усложненная дислалия (М. Зееман. 1961; Л. В. Мелехова, 1967).

Специальное обследование речи детей старшего дошкольного возраста, страдающих полиморфным косноязычием, состояние общей и речевой моторики, дополненное данными психоневрологичес­кого осмотра, а также длительное динамическое наблюдение позволили выявить некоторые особенности проявления и про­исхождения данной формы косноязычия.

Недостатки произношения у названных детей носили различный характер. Они могли проявляться только в нарушениях про­изношения звуков, причем в одних случаях это не вызывало за­держки фонематического развития, а в других такая задержка имела место. Произношение детей характеризова­лось смазанностью, размытостью, нечеткостью артикуляции зву­ков.

В процессе логопедической работы, направленной на устра­нение этих недостатков, отмечалась неравномерность развития языковых систем: если фонематические представления и лекси­ко-грамматический строй речи развивались и быстро достигали нормы, то произношение этих детей длительное время остава­лось дефектным и не соответствовало уровню развития их речи.

Недостатки звуковой стороны речи нередко проявлялись на фоне неврологической симптоматики. В одних случаях (8 чел.) она имела форму очаговых неврологических микросимптомов (незначительно выраженное одностороннее нарушение иннер­вации подъязычного, языкоглоточного нерва, гиперкинезы, фиб­риллярные подергивания языка). В других (45 чел.) - наряду с этим имелась более выраженная неврологическая симптомати­ка. У всех детей отмечалось нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения, которое имело качественно раз­личные проявления и позволило детей этой группы дифферен­цировать на 4 подгруппы.

Первую подгруппу отмеча­лась недостаточность некоторых моторных функций артикуляционного аппарата: избирательная слабость, паретичность некоторых мышц языка.

У этих детей была асимметричная иннервация языка, которая при артикуляции звуков проявлялась в слабости движений одной половины языка. При выполнении изолированных движений некоторые из этих детей не могли распластывать язык.. равномерно поднимать его края вверх. У всех указанных детей наблюдалось искаженное произношение звуков, которые были неоднотипными и распростарнялись на различные группы звуков, что зависело от локализации поражения мышечного артикуляторного аппарата. Так, например, при асимметричной ин­нервации спинки языка возникло боковое произношение звуков: (с, 3, т, д, к, г, Х). Другие звуки, при образовании которых отмечается подъем спинки языка (И, Э, Ы), также артикулирова­лись боковым положением языка, хотя это и не отражалось на характере звучания, так как при произнесении некоторых зву­ков можно добиться одинакового акустического эффекта при различном положении артикуляционных органов. При асиммет­ричной иннервации передних краев языка у одних детей отме­чалось боковое произношение всей группы свистящих, шипя­щих звуков (р, д, т, н, л). В других случаях наблюдалось

Смешанное межзубное и боковое произношение указанных звуков. У большинства детей - соответствующее возрасту развитие лексико-грамматического строя речи.

Недостатки произношения у детей этой подгруппы устраня­лись только в результате артикуляторной гимнастики и выработ­ки правильного артикуляторного уклада того или иного звука. Однако полной автоматизации правильного произношения зву­ков, особенно в случаях межзубного сигматизма, добиться было невозможно.

У всех детей этой подгруппы отмечалась микроорганика (асим­метрия тела языка и мелких движений губ, языка), которая в ряде случаев сочеталась с симптомами более серьезного пораже­ния центральной нервной системы (асимметрия сухожильных и периостальных рефлексов, наличие патологических рефлексов).

Указанные проявления косноязычия у детей представленной подгруппы дают основание думать, что в данном случае недо­статки произношения были вызваны, по-видимому, односторон­ними парезами подъязычного, лицевого нервов. Однако эти па­резы носили стертый, невыраженный характер и часто проявлялись в процессе произношения звуков речи лишь в нарушениях наиболее сложных двигательных функций.

Вторую группу составили 7 человек. У детей этой подгруппы в процессе речи отмечалась вялость артикуляции, нечеткость дик­ции, общая смазанность речи. Таким образом. у детей данной подгруппы имелась недостаточность моторики артикуляторного аппарата при удовлетворительном состоянии обшей моторики. Для детей этой подгруппы определенную трудность представляло ов­ладение произношением звуков, требующих мышечного напряжения, т.е. (р, Л), аффрикат, звонких согласных звуков, особенно взрывных. В силу этого дети звуки (р, л) либо опускали , либо произносили искаженно, Т.е. отмечалось лгубно-губное (смычка заменялась губно-губной фрикцией), родноударное (в результате невозможности напряжения и вибрации кончика языка), аффри­каты распались на составные части (заменялись преимуществен­но щелевыми звуками), звонкие согласные заменялись глухими.

Выраженное и массивное отставание фонетической стороны речи у этих детей резко не соответствовало как уровню психи­ческого, так и общего речевого их развития.

Устранение недостатков произношения у данных детей мы начали с общей артикуляторной гимнастики, направленной развитие силы движения, после чего проводили работу по поста­новке звуков известными в литературе способами. Однако, буду­чи поставленными, эти звуки в потоке речи произносились по-прежнему - речь оставалась смазанной и нечеткой. Поэтому основное усилие направлялось на развитие динамической координации движений, что способствовало улучшению речи этих детей.

У всех детей представленной подгруппы отмечалась невроло­гическая симптоматика, которая выражалась в легкой девиации языка, сглаженности носогубных складок, наличии патологичес­ких рефлексов (хоботковый рефлекс) и асимметрии движений языка и губ. Проявления косноязычия у детей данной подгруп­пы дают основание предполагать, что оно было вызвано органи­ческими нарушениями в речедвигательном анализаторе, кото­рые носили невыраженный, стертый характер и проявлялись только в динамических речедвигательных процессах.

Третью подгруппу составили 8 человек. Отличительной осо­бенностью речи этих детей была замена одних звуков другими, при этом нередко один звук имел несколько звуковых вариан­тов. Система таких замен (субституций) базировалась на артику­ляционном родстве звуков не только по месту их образования, но и по способу образования. Результатом являлось смягченное произношение твердых согласных, замена шипящих звуков сви­стящими, губное произношение шипящих звуков и звука л, замена л и р звуком й.

У этих детей имели место различные виды фонематического недоразвития. Развитие лексико-грамматического строя речи ко­лебалось от нормы до выраженного отставания. Отмечались так­же затрудненения в выполнении произвольных двигательных актов. Их затрудняло нахождение определенных позиций губ и особен­но языка по инструкции или по подражанию. Значительные труд­ности представляло для них овладение дифференцированными движениями речевого аппарата: кончика языка и его спинки, языка и губ. Центральный двигательный импульс в данных случаях имел диффузный характер: так, у этих детей отмечался подъем всей массы языка в то время как требовалось сделать дви­жение только одним кончиком языка; отмечались излишние дви­жения губ при произнесении язычных звуков и т. д. У части детей эти проявления сочетались с некоторой вялостью движений арти­куляторного аппарата. .

Значительно более эффективные результаты были получены при развитии у детей данной подгруппы сознательного кинесте­тического анализа звуков речи с опорой на зрительное восприя­тие движений.

У всех детей этой подгруппы отмечалась органическая симп­томатика, которая носила выраженный характер: повышение сухожильных и периостальных рефлексов с одной стороны, по­вышение или понижение мышечного тонуса с одной или двух сторон, наличие патологических рефлексов.

Это напоминает артикуляторную апраксию. свя­зываемую с афферентными нарушениями речедвигательного анализатора. Однако если артикуляторная апраксия вызывает системное недоразвитие речи - алалию (В. К. Орфинская, 1960; Р. А. Белова-Давид, 1968), то у обследованных нами детей зна­чительное отставание речи могло иметь место только в двух слу­чаях. У остальных детей отмечалось или нормальное развитие всех языковых систем или незначительно выраженное их отста­вание. М.Морлей (1959), Х.Риф (1969) предлагают подобные проявления нарушения движений и вызванное ими расстройство зву­копроизношения называть апрактической дизартрией в отличие от моторных алалий.

Четвертую подгруппу составили дети (I9 ч.), у которых наблюдалась выраженная общая моторная недостаточность, Проявления ее были различны: У 14 детей – двигательная нe­ловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений. У некоторых детей этой подгруппы отмечалось ог­раничение объема движений одной половины тела. У 5 детей. наоборот, - явления двигательной гиперактивности, беспо­койства, быстрый темп движений, большое количество лиш­них движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов. Эти же особенности наблюдались и в движениях органов речевого аппарата у одних детей имелась вялость, скованность движений речевого аппарата, невозможность выполнения некоторых сложных движений у других- ­двигательное беспокойство, гиперкинезы языка, невозможность удержания заданного положения языка, наличие большого числа синкинезий нижней челюсти, лицевой мускулатуры, пальцев рук и т. д.

У всех детей этой подгруппы косноязычие проявлялось раз­личными нарушениями звукопроизношения: заменами, пропус­ками, искажениями звуков. У 5 детей этой подгруппы отмечал­ся гнусавый оттенок голоса. Фонематическое и общее речевое развитие варьировало от нормы до значительного отставания. У 5 детей отмечалось заикание. .

Динамика устранения косноязычия у детей этой подгруппы была неодинаковой. У некоторых из них (16 ч.) отмечалось относительно нетрудное становление правильного произноше­ния в процессе комплексной логопедической работы по разви­тию фонематических представлений и воспитанию артикуляции тех или иных звуков. У других логопедическая работа по устранению указанных дефектов носила очень длительный характер, поскольку у них отмечалась в большинстве случаев ЗПР, проявляющаяся в снижении уровня обобщений и осмыс­ления действительности. При неврологическом обследовании у всех детей данной под­группы отмечались выраженные симптомы поражения централь­ной нервной системы. У 13 детей на этом фоне выявилась орга­ническая микросимптоматика, нарушения функций органов речевого аппарата: девиация языка, сглаженность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса, асимметричная иннер­вация нёба и т. д.

Изучение анамнестических данных всех 53 детей показало, что наряду с неблагополучием пренатального периода и постна­тального в анамнезе детей часто отмечались вредности и наталь­ного периода: асфиксии, применение механических средств ро­довспоможения и т. д.

Таким образом, косноязычие у всех представленных детей имело органическую основу. Однако эти органические наруше­ния носили часто стертый характер. Проявляясь нередко в нару­шениях моторной дифференциации в потоке речи. Такие расстройства в практике логопедической работы диагнос­тируются как дислалии.

Однако на основании анализа проявлений описанных форм косноязычия и динамики их устранения, нам кажется, что дан­ные расстройства звукопроизношения было бы правильнее от­нести к расстройствам органического ряда и обозначить их как стертые дизартрии.

Представленные клинические проявления нарушений звуко­произношения укладываются в рамки существующей классифи­кации дизартрий. Так, нарушения звукопроиношения, вызван­ные избирательной неполноценностыо некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (первая подгруппа детей), а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры (вторая подгруппа), мы считаем возможным отнести к стертой форме псевдобульбарной дизартрии.

Клинические особенности нарушения звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (третья подгруппа), дают основание относить их к корковым дизартриям.

Дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с раз­личными формами моторной недостаточности (4 под­группа) могут быть отнесены к смешанным формам дизартрии.