Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии./ Логопедия. Методическое наследие./ Под ред. Л.С. Волковой. Кн.1, часть 2.-М.,2003, с. 103-118.

Козявкина Н.В., Гордиевич С.М. и др. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений// Дефектология. – 2002. -№5. –С.89-96.

******

В данной статье представлен 12-летний опыт работы Украинского института проблем медицинской реабилитации по комплексному восстановительному лечению речевой патологии у больных с ДЦП - новая авторская технология, по­лучившая официальное название — си­стема интенсивной нейрофизиологиче­ской реабилитации (СИНР).

Авторы этой технологии уделяют речи большое внимание. Нарушение моторики артикуляцион­ного аппарата при различных формах дизартрии при ДЦП, по их мнению, обусловлено раз­личными патогенетическими момента­ми: недостаточностью произвольных артикуляционных движений, влиянием нередуцированных патологических то­нических рефлексов, нарушениями мышечного тонуса, наличием гиперкинезов и патологией проприоцептивной афферентации от измененных мышц артикуляционного аппарата.

Одним из существенных осложне­ний при ДЦП является возникновение вторичной контрактуры жевательной мускулатуры, мимических мышц лица и мышц шеи. Ее клиническое ядро скла­дывается из сочетания, по существу, двух симптомов — пареза мускулатуры и одновременно ее спазма. При изуче­нии анамнеза и при объективном иссле­довании больного можно выявить асим­метрию лица, нарушение чувствитель­ности, затрудненное открывание полос­ти рта, нарушение жевания и глотания, спазм отдельных групп мышц, приводя­щий к нарушению дыхания, произно­шения и в результате задержке речево­го развития и эмоциональным расстрой­ствам. Вторичная контрактура мышц лица у больных ДЦП, как правило, начи­нается с раннего детского возраста. При несвоевременном обращении к специа­листам по мере развития паралича от­дельных мышц лица происходит посте­пенное вовлечение в процесс менее по­раженной в начальных стадиях муску­латуры, что усугубляет в дальнейшем оказание медицинской и логопедичес­кой помощи.

Классические методы лого-педагогической работы проводят­ся после интенсивной коррекции на этапе стабилизации и потенцирования эффекта. Задачей реабилитологов во время двухнедельного ле­чения по СИНР является создание но­вого функционального состояния всего организма, включая и артикуляцион­ный аппарат, мускулатуру лица, шеи, что создает предпосылки для улучше­ния звукопроизношения, дыхания, голосообразования, просодии.

Для стимуляции развития речи и по­вышения мотивации к речевой комму­никации на этапе интенсивной коррек­ции у больных с различными логопатиями при ДЦП применялся комплекс разнообразных воздействий. Среди них специальный логопедический мас­саж: мускулатуры лица и шеи;

упражнения для развития правиль­ного дыхания, голоса и выработки контроля за положением рта; специальные приемы для развития артикуляционного праксиса, для разви­тия тонкой моторики рук.

Эти дети активно привлекались для участия в олимпиадах, конкурсах ри­сунков, музыкальных занятиях.

Согласно данным дифференцированной оценки изменения речевой функции у обследованных больных, прошедших от одного до трех курсов реабилитации по СИНР, наиболее значимые улучшения логопедического статуса произошли в группе 30 больных раннего возраста (до 3 лет) – у большинства наблюдался качественный переход их речевых возможностей на более высокий этап речевого развития. У 77 детей в возрасте от 3 до 7 лет заметно улучшилось звукопроизношение, увеличился активный словарный запас, появились облегченные фразы и короткие предложения. В более старших возрастных группах у20% после лечения наблюдалась улучшение темпоритмической структуры фразы. Лишь у 5% детей, имевших грубую задержку познавательных процессов, положительная речевая динамика была относительно небольшой.

Проведенные комплексные исследования динамики состояния больных с ДЦП под влиянием лечения по СИНР показали высокую эффективность не только в отношении возможностей улучшения моторики, но и позитивное влияние на психическое и речевое развитие.

Как показывает опыт, весьма важным моментом, определяющим успех восстановления речи при ДЦП, является возраст начала работы по ее восстановлению. Логопедическая реабилитация начинающаяся в возрасте 3-4 лет направлена на исправление уже сложившегося патологического речевого стереотипа. Очевидно, что более эффективный путь должен быть направлен на предупреждение речевой патологии еще на ранней стадии формирования ДЦП в первом полугодии жизни ребенка.

 

******

Наряду с расстройствами артикуляции при дизартриях обычно имеет место нарушение синхрони­зации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изме­нения произношения отдельных звуков, приводя к их удли­нению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. Изменение тонуса ар­тикуляционных мышц приводит к нарушениям динамичес­ких ударений.

Большинство авторов у детей с церебральными парали­чами различают следующие формы дизартрий: 1) псевдо­бульбарную; 2) экстрапирамидную; 3) мозжечковую; 4) кор­ковую.

Особенностью дизартрий у детей с ДЦП является их смешанный характер. Это связано с тем, что при воздействии вредонос­ного фактора на развивающийся мозг повреждения неред­ко имеют распространенный характер, и с тем, что пора­жение одних систем может способствовать недоразвитию и нарушать функционирование других.

1. Спастичность артикуляционных мышц - по­стоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ: язык напряжен, спинка его спастически изогнута, кон­чик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напря­жены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизар­трии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц.

2. Гипотония артикуляционных мышц (при мозжечковой форме дизартрии). Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с ги­потонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперса­ливация. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариан­тах диплегии.

3. Меняющийся тонус артикуляционных мышц (при гиперкинетической дизартрии). Нарушение то­нуса артикуляционных мышц сочетается с их гиперкинезами. Сходная картина отмечается и в скелет­ной мускулатуре. Это чаще всего наблюдается при гиперки­нетической форме церебрального паралича.

Имеется тесная связь между клини­ческими формами речевой и двигательной патологии. Эта зависимость наиболее отчетливо проявляется особенностя­ми нарушений мышечного тонуса в артикуляционной и ске­летной мускулатуре. Особенности нарушений мышечного тонуса при дизартриях у детей с церебральными паралича­ми определяют первый важный принцип речевой терапии этих детей.

Речевая терапия при дизартриях основывается на тес­ном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций:

v Необходимо добиться максимального мышечно­го расслабления в артикуляционных и в скелетных мышцах. Для этого оценивают уровень двигательного развития ребенка.

v Определить характер его мышечного тонуса как в артикуляционной, так и в скелетной мускулатуре; изучить изменение состояния тонуса в зависимости от поло­жения тела в пространстве и положения головы по отноше­нию к туловищу; определить «рефлекс-запрещающую» позицию, которая будет способствовать уменьшению действия примитивных, задержанных и извращенных рефлекторных схем, приводящих к повышению мышечного тонуса.

v Закрепление «рефлекс-запрещающей» позиции.

4. Ограничение подвижности артикуляционных мышц.

В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно ограни­ченной становится подвижность языка. Отме­чается недостаточность подъема языка вверх в полости рта, что может иметь место при парезе или грубом нарушении мышеч­ного тонуса в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъязычной, язычно-глоточной, шило­язычной и язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушенное произношение звуков, для которых необходимо движение язы­ка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизведе­ния сочетанного действия указанных мышц языка (л, р, ж, ш, ц, ч, д, т и др.). Иногда наблюдается недоста­точность движения языка вниз при патологическом состоянии ключично-подъязычной, щитовид­но-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-языч­ной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц. Может на­рушаться и произношение некоторых гласных звуков (э, и).

Ограничение подвижности языка назад может зависеть от паретичности подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязыч­ной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и не­которых других мышц, поднимающих язык, за исключением челюстно-подъязычной. При этом нарушается артикуляция некоторых гласных (а, э, о, у), а также некоторых согласных (г, к, х) звуков. При парезах мышц языка, изменении их тону­са нередко оказывается невозможным изменение конфигура­ции языка: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие отдельных его частей, искривление, разно­образные боковые движения. Все это приводит к нарушению звукопроизношения так называемых язычных звуков, произ­ношение которых связано с изменением изгиба спинки языка(а, е, и), нёбно-язычных (х, з, ж, л, с, ш, к, т, г, д, р, п). Таким образом, при поражении мышц языка расстраивается звуко­произношение большинства звуков.

Наряду с ограниченной подвижностью языка зачастую от­мечается малая подвижность губ, в резуль­тате чего становятся невозможными или ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта.

Ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения нёбных мышц (мышц, натягивающих мягкое нёбо, мышц, поднимающих его, нёбно-глоточных и нёбно­язычных мышц) еще больше нарушает звукопроизношение. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточ­ками язычно-глоточного и блуждающего нервов. Некоторое участие в иннервации нёбной мускулатуры принимают так­же тройничный и лицевой нервы. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их путей или ядер различа­ют вялый и центральный парез мышц мягкого нёба.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает но­совой оттенок «открытая гнусавость», а при чрезмерной спастичности нёбных мышц - «закрытая гнусавость».

Выраженные артикуляционные расстройства определяют второй важный принцип речевой терапии дизартрий - раз­витие речевых артикуляций.

В процессе работы важным принципом является фактор тактильно-проприоцептив­ного раздражения, развитие статико-динамического ощуще­ния, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического следового образа движения артикуляционных мышц. Работу проводят с максимальным подключением других анализаторов (особенно зрительного и тактильного), поэтому перед началом работы над артикуляцией проводят легкий массаж артикуляционной мускулатуры, применяя лег­кие похлопывания по щекам, поглаживания, легкие пощипы­вающие движения по краю нижней челюсти. Проводят погла­живающие движения губ. Если при сосании, жевании отмечается отставание какой-либо стороны лицевой мускула­туры или в покое выражена явная лицевая асимметрия, мас­саж и гимнастику проводят с гиперкоррекцией этой стороны (т. е. на пораженной стороне большее число раз).

Большое место в работе при дизартрии занимает арти­куляционная гимнастика.

v Ребенка учат про­глатыванию слюны: массаж жеватель­ных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движе­ния и закидывая голову ребенка назад, просят его проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятии дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом.

v 3атем ребенка учат произвольному закры­ванию рта за счет пассивно-активных движений нижней че­люсти. Вначале эти упражнения проводятся пассивно: одна рука логопеда помещается под нижней челюстью, под под­бородком, другая кладется на голову ребенка; путем легко­го надавливания и сближения рук челюсти ребенка смыка­ются. Там, где позволяют степень и характер двигательного поражения, эти же движения производят при помощи рук самого ребенка. В дальнейшем проводят активную гимнас­тику по тренировке этих движений под счет и по команде: «открой рот, закрой». Для развития мышц губ применяют специальные упражнения по вытягиванию губ вперед тру­бочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений «хоботок - оскал, хоботок - оскал» и т. д.

v Работа над мыш­цами языка начинается с воспита­ния активного прикосновения концом языка к краю ниж­них зубов. 3атем приступают к отработке общих, менее дифференцированных движений языка, вначале в пассив­ном плане (вытягивание языка вперед и убирание его назад в полость рта). Отработка мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Так, раздражая корень языка бумажной трубочкой, добиваются рефлекторного сокраще­ния этих мышц; эти движения закрепляют на рефлектор­ных, а затем произвольных кашлевых движениях. После этого постепенно переходят к отработке более тонких и диф­ференцированных движений языка, вначале пассивных, а затем активных. Проводя артикуляционную гимнастику, работая над го­лосом и дыханием, одновременно соответственно отрабаты­ваемым артикуляционным укладом, у ребенка вызывают нервные звуки. Работая над речевой мускулатурой, одновре­менно упражняют мимические мышцы лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, один глаз, придерживая ру­кой другой, хмурить брови и т. д.

v Работа по развитию моторики рук. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, склады­вать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, рас­крашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой.