Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.
Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии./ Логопедия. Методическое наследие./ Под ред. Л.С. Волковой. Кн.1, часть 2.-М.,2003, с. 103-118.
Козявкина Н.В., Гордиевич С.М. и др. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений// Дефектология. – 2002. -№5. –С.89-96.
******
В данной статье представлен 12-летний опыт работы Украинского института проблем медицинской реабилитации по комплексному восстановительному лечению речевой патологии у больных с ДЦП - новая авторская технология, получившая официальное название — система интенсивной нейрофизиологической реабилитации (СИНР).
Авторы этой технологии уделяют речи большое внимание. Нарушение моторики артикуляционного аппарата при различных формах дизартрии при ДЦП, по их мнению, обусловлено различными патогенетическими моментами: недостаточностью произвольных артикуляционных движений, влиянием нередуцированных патологических тонических рефлексов, нарушениями мышечного тонуса, наличием гиперкинезов и патологией проприоцептивной афферентации от измененных мышц артикуляционного аппарата.
Одним из существенных осложнений при ДЦП является возникновение вторичной контрактуры жевательной мускулатуры, мимических мышц лица и мышц шеи. Ее клиническое ядро складывается из сочетания, по существу, двух симптомов — пареза мускулатуры и одновременно ее спазма. При изучении анамнеза и при объективном исследовании больного можно выявить асимметрию лица, нарушение чувствительности, затрудненное открывание полости рта, нарушение жевания и глотания, спазм отдельных групп мышц, приводящий к нарушению дыхания, произношения и в результате задержке речевого развития и эмоциональным расстройствам. Вторичная контрактура мышц лица у больных ДЦП, как правило, начинается с раннего детского возраста. При несвоевременном обращении к специалистам по мере развития паралича отдельных мышц лица происходит постепенное вовлечение в процесс менее пораженной в начальных стадиях мускулатуры, что усугубляет в дальнейшем оказание медицинской и логопедической помощи.
Классические методы лого-педагогической работы проводятся после интенсивной коррекции на этапе стабилизации и потенцирования эффекта. Задачей реабилитологов во время двухнедельного лечения по СИНР является создание нового функционального состояния всего организма, включая и артикуляционный аппарат, мускулатуру лица, шеи, что создает предпосылки для улучшения звукопроизношения, дыхания, голосообразования, просодии.
Для стимуляции развития речи и повышения мотивации к речевой коммуникации на этапе интенсивной коррекции у больных с различными логопатиями при ДЦП применялся комплекс разнообразных воздействий. Среди них специальный логопедический массаж: мускулатуры лица и шеи;
упражнения для развития правильного дыхания, голоса и выработки контроля за положением рта; специальные приемы для развития артикуляционного праксиса, для развития тонкой моторики рук.
Эти дети активно привлекались для участия в олимпиадах, конкурсах рисунков, музыкальных занятиях.
Согласно данным дифференцированной оценки изменения речевой функции у обследованных больных, прошедших от одного до трех курсов реабилитации по СИНР, наиболее значимые улучшения логопедического статуса произошли в группе 30 больных раннего возраста (до 3 лет) – у большинства наблюдался качественный переход их речевых возможностей на более высокий этап речевого развития. У 77 детей в возрасте от 3 до 7 лет заметно улучшилось звукопроизношение, увеличился активный словарный запас, появились облегченные фразы и короткие предложения. В более старших возрастных группах у20% после лечения наблюдалась улучшение темпоритмической структуры фразы. Лишь у 5% детей, имевших грубую задержку познавательных процессов, положительная речевая динамика была относительно небольшой.
Проведенные комплексные исследования динамики состояния больных с ДЦП под влиянием лечения по СИНР показали высокую эффективность не только в отношении возможностей улучшения моторики, но и позитивное влияние на психическое и речевое развитие.
Как показывает опыт, весьма важным моментом, определяющим успех восстановления речи при ДЦП, является возраст начала работы по ее восстановлению. Логопедическая реабилитация начинающаяся в возрасте 3-4 лет направлена на исправление уже сложившегося патологического речевого стереотипа. Очевидно, что более эффективный путь должен быть направлен на предупреждение речевой патологии еще на ранней стадии формирования ДЦП в первом полугодии жизни ребенка.
******
Наряду с расстройствами артикуляции при дизартриях обычно имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изменения произношения отдельных звуков, приводя к их удлинению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. Изменение тонуса артикуляционных мышц приводит к нарушениям динамических ударений.
Большинство авторов у детей с церебральными параличами различают следующие формы дизартрий: 1) псевдобульбарную; 2) экстрапирамидную; 3) мозжечковую; 4) корковую.
Особенностью дизартрий у детей с ДЦП является их смешанный характер. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждения нередко имеют распространенный характер, и с тем, что поражение одних систем может способствовать недоразвитию и нарушать функционирование других.
1. Спастичность артикуляционных мышц - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ: язык напряжен, спинка его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напряжены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц.
2. Гипотония артикуляционных мышц (при мозжечковой форме дизартрии). Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариантах диплегии.
3. Меняющийся тонус артикуляционных мышц (при гиперкинетической дизартрии). Нарушение тонуса артикуляционных мышц сочетается с их гиперкинезами. Сходная картина отмечается и в скелетной мускулатуре. Это чаще всего наблюдается при гиперкинетической форме церебрального паралича.
Имеется тесная связь между клиническими формами речевой и двигательной патологии. Эта зависимость наиболее отчетливо проявляется особенностями нарушений мышечного тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре. Особенности нарушений мышечного тонуса при дизартриях у детей с церебральными параличами определяют первый важный принцип речевой терапии этих детей.
Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций:
v Необходимо добиться максимального мышечного расслабления в артикуляционных и в скелетных мышцах. Для этого оценивают уровень двигательного развития ребенка.
v Определить характер его мышечного тонуса как в артикуляционной, так и в скелетной мускулатуре; изучить изменение состояния тонуса в зависимости от положения тела в пространстве и положения головы по отношению к туловищу; определить «рефлекс-запрещающую» позицию, которая будет способствовать уменьшению действия примитивных, задержанных и извращенных рефлекторных схем, приводящих к повышению мышечного тонуса.
v Закрепление «рефлекс-запрещающей» позиции.
4. Ограничение подвижности артикуляционных мышц.
В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно ограниченной становится подвижность языка. Отмечается недостаточность подъема языка вверх в полости рта, что может иметь место при парезе или грубом нарушении мышечного тонуса в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъязычной, язычно-глоточной, шилоязычной и язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушенное произношение звуков, для которых необходимо движение языка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизведения сочетанного действия указанных мышц языка (л, р, ж, ш, ц, ч, д, т и др.). Иногда наблюдается недостаточность движения языка вниз при патологическом состоянии ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц. Может нарушаться и произношение некоторых гласных звуков (э, и).
Ограничение подвижности языка назад может зависеть от паретичности подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и некоторых других мышц, поднимающих язык, за исключением челюстно-подъязычной. При этом нарушается артикуляция некоторых гласных (а, э, о, у), а также некоторых согласных (г, к, х) звуков. При парезах мышц языка, изменении их тонуса нередко оказывается невозможным изменение конфигурации языка: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие отдельных его частей, искривление, разнообразные боковые движения. Все это приводит к нарушению звукопроизношения так называемых язычных звуков, произношение которых связано с изменением изгиба спинки языка(а, е, и), нёбно-язычных (х, з, ж, л, с, ш, к, т, г, д, р, п). Таким образом, при поражении мышц языка расстраивается звукопроизношение большинства звуков.
Наряду с ограниченной подвижностью языка зачастую отмечается малая подвижность губ, в результате чего становятся невозможными или ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта.
Ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения нёбных мышц (мышц, натягивающих мягкое нёбо, мышц, поднимающих его, нёбно-глоточных и нёбноязычных мышц) еще больше нарушает звукопроизношение. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточками язычно-глоточного и блуждающего нервов. Некоторое участие в иннервации нёбной мускулатуры принимают также тройничный и лицевой нервы. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их путей или ядер различают вялый и центральный парез мышц мягкого нёба.
При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок «открытая гнусавость», а при чрезмерной спастичности нёбных мышц - «закрытая гнусавость».
Выраженные артикуляционные расстройства определяют второй важный принцип речевой терапии дизартрий - развитие речевых артикуляций.
В процессе работы важным принципом является фактор тактильно-проприоцептивного раздражения, развитие статико-динамического ощущения, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического следового образа движения артикуляционных мышц. Работу проводят с максимальным подключением других анализаторов (особенно зрительного и тактильного), поэтому перед началом работы над артикуляцией проводят легкий массаж артикуляционной мускулатуры, применяя легкие похлопывания по щекам, поглаживания, легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти. Проводят поглаживающие движения губ. Если при сосании, жевании отмечается отставание какой-либо стороны лицевой мускулатуры или в покое выражена явная лицевая асимметрия, массаж и гимнастику проводят с гиперкоррекцией этой стороны (т. е. на пораженной стороне большее число раз).
Большое место в работе при дизартрии занимает артикуляционная гимнастика.
v Ребенка учат проглатыванию слюны: массаж жевательных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движения и закидывая голову ребенка назад, просят его проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятии дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом.
v 3атем ребенка учат произвольному закрыванию рта за счет пассивно-активных движений нижней челюсти. Вначале эти упражнения проводятся пассивно: одна рука логопеда помещается под нижней челюстью, под подбородком, другая кладется на голову ребенка; путем легкого надавливания и сближения рук челюсти ребенка смыкаются. Там, где позволяют степень и характер двигательного поражения, эти же движения производят при помощи рук самого ребенка. В дальнейшем проводят активную гимнастику по тренировке этих движений под счет и по команде: «открой рот, закрой». Для развития мышц губ применяют специальные упражнения по вытягиванию губ вперед трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений «хоботок - оскал, хоботок - оскал» и т. д.
v Работа над мышцами языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. 3атем приступают к отработке общих, менее дифференцированных движений языка, вначале в пассивном плане (вытягивание языка вперед и убирание его назад в полость рта). Отработка мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Так, раздражая корень языка бумажной трубочкой, добиваются рефлекторного сокращения этих мышц; эти движения закрепляют на рефлекторных, а затем произвольных кашлевых движениях. После этого постепенно переходят к отработке более тонких и дифференцированных движений языка, вначале пассивных, а затем активных. Проводя артикуляционную гимнастику, работая над голосом и дыханием, одновременно соответственно отрабатываемым артикуляционным укладом, у ребенка вызывают нервные звуки. Работая над речевой мускулатурой, одновременно упражняют мимические мышцы лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, один глаз, придерживая рукой другой, хмурить брови и т. д.
v Работа по развитию моторики рук. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, складывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, раскрашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой.