Социологическое воображение
Умение выявлять социальную обусловленность явлений требует особого свойства мышления, которое знаменитый американский социолог Ч.Р. Миллс (1916-1962) назвал «социологическим воображением» («СВ» 1959).
СВ – такое свойство мышления, которое поможет увидеть личные проблемы как общественные, рассматривать индивидуальные события как проявление общественной жизни. СВ прежде всего предполагает способность “отстраниться” от привычной рутины нашей повседневной жизни, чтобы взглянуть на нее по-новому. Благодаря СВ социология не только помогает нам анализировать существующие типы социальной жизни, но также позволяет увидеть возможное будущее, что может произойти, если мы станем действовать каким-либо образом
Зачем? Ведь на многое можно ответить с точки зрения здравого смысла и поставленных целей.
3. Необходимость в социологии:
- Все люди считают, что знают, как устроен мир, основываясь на суждениях здравого смысла. Однако такие суждения (основанные на здравом смысле), зачастую бывают ложными.
- Непреднамеренные последствия действий.
Необходимо иметь в виду, что человек не всегда может предугадать последствия своих действий. И именно социология призвана просчитывать результаты деятельности.
4. Является ли социология наукой?
Признаки науки: - наличие предмета науки (+),
- наличие методологии (+),
- возможность верификации (проверки на истинность)
/фальсификации (по К.Попперу – возможность опровергнуть
тот или иной факт). (+)
Понятие о предмете социологии формировалось долго, версий предмета много!
Эмиль Дюркгейм: предмет социологии – социальные факты.
Общество – надындивидуальная реальность, состоящая из социальных фактов, обладающих по отношению к людям принудительной силой. Социальные факты (другой вариант названия - коллективные представления) – «способы поведения и мышления», «образы действий и чувствования», а упрощая - совокупность норм, определяющих поведение людей.
Макс Вебер: предмет социологии – социальное действие.
Вебер называет действием любой поступок человека, с которым тот связывает субъективный смысл. А социальное действие – действие, ориентированное на другого человека, соотнесенное с ним.
В сравнении с поведением:
поведение: пассивно и реактивно,
социальное действие: осмысленно, активно.
Позиции Вебера и Дюркгейма принципиально различаются.
Все социологические позиции:
социологический номинализм социологический реализм
(методологический индивидуализм) (методологический холизм)
есть только люди есть что-то помимо индивидов (согласно одним теориям – законы, по которым развивается общество и на которые индивид влиять не может; по другим теориям – нормы, существующие вне зависимости от индивидов и диктующие им, как себя вести, по третьим – скрытые структуры, оказывающие незаметное влияние на человека и трансформирующие его практики, по аналогии с бессознательным Фрейда и т.д.)
общество – совокупность индивидов общество – совокупность индивидов плюс «что-то ещё»
Для получения прогноза развития общества анализируем
самих индивидов «что-то ещё», что и определяет действия индивидов
Вебер Дюркгейм, Маркс
(прогнозировать развитие общества (марксистская теория:
можно, основываясь на анализе смена формаций неизбежна,
человеческих действий, выделяет классовая борьба неизбежна и
4 типа социального действия и т.д.) будет существовать вне зависимости от желаний или нежеланий индивидов бороться с другим классом)
Вопрос о том, является ли социология наукой, тесно связан с вопросом о том, достижимо ли в социологии объективное знание. Именно стремление к объективности предполагает возможность проверки на истинность (через верификацию /фальсификацию)
Четыре позиции:
- Позитивизм: установка в социальных науках на использование методов естественных наук, которые сами по себе предполагают получение объективной информации (Конт, Спенсер). Специально вопрос объективности не ставится (подразумевается, что при использовании такой методологии знание в любом случае будет объективным)
- Социолог должен стремиться к объективности, несмотря на использование своих специфических методов исследования (отличных от методов естественных наук). Объективность – непростая, но необходимая задача (Вебер, Дюркгейм).
- Никлас Луман: объект и субъект науки совпадают (общество – и объект, и субъект познания), поэтому к объективности стремиться бесполезно.
- Чарльз Райт Миллс (1960-е гг. «Новые левые»): объективность – бесполезное для социолога понятие, вопрос, нужна ли она. Социолог – пропагандист, творец, критик, аналитик, должен иметь свою позицию и высказывать её (что само по себе не подразумевает объективности).