ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА МЕЗОАМЕРИКИ И ПЕРУ
На американской земле нет и, судя по данным археологии, не было человекообразных обезьян, и появление человека здесь, видимо, связано с процессами миграции. Большинство учёных считает, что предки современных американских индейцев на Американском континенте появились 25-20 тыс. лет назад, проникнув сюда из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив. Геологические данные указывают, что до XI тыс. до н. э. в районе Берингова пролива существовал сухопутный перешеек, который потом погрузился в воду. Дальнейшее развитие этих племён, протекало, по мнению ряда учёных, совершенно самостоятельно, без каких-либо влияний извне, хотя некоторые допускают возможность повторных миграций из Азии. В тоже время, часть учёных считает, будто задолго до прихода европейцев между Америкой и Азией существовали оживлённые культурные связи и отрицают оригинальность и самобытность цивилизаций Нового Света. Однако, хотя есть основания полагать, что после заселения Америки она эпизодически имела какие-то связи с Азией и Океанией, а посещение её Атлантического побережья норманнами в начале II тыс. н. э. не вызывает сомнений, все эти факторы не оказали сколько-нибудь заметного влияния на культурный и этнический облик древних американцев.
Основными очагами древнейших американских культур являлись Мезоамерика (культурно-географическая область, охватывающая Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса) и Центральные Анды (современные Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Южная часть Чили), где в VII-V тыс. до н. э. зародилось земледелие.
Необходимо отметить, что когда древнейшее население континента стало переходить к земледелию, почти единственным злаком, который был одомашнен, оказался маис. Главным достоинством маиса является его высокая урожайность; возможность же сравнительно легко хранить маис длительное время дала человеку значительную независимость от капризов природы, освободила часть его сил и времени, ранее затрачиваемых исключительно на поиски и добывание пищи, для других целей. Выращивались также бобовые и корнеплоды (в т.ч. сладкий картофель – предок современного). Кроме того, в пищу употреблялась рыба, мясо диких животных и одомашненных собак. Такие домашние животные, как корова, свинья или овца известны не были. В качестве вьючного животного использовалась только лама, да и то в ограниченных масштабах. Следует отметить, что население Мезоамерики не знало ни плуга, ни колеса, ни гончарного круга, ни железных орудий.
Деревенские общины, расположенные в горных районах, развивались медленнее, чем общины тропического побережья Мексиканского залива и Тихого океана, оседлые жители которых могли обеспечить себя природными ресурсами и продуктами питания задолго до того, как маис стал основным земледельческим продуктом.
С древнейших времён тропическое побережье Мексиканского залива было заселено. Долины её рек, заливаемые во время разливов благодатным илом, были исключительно благоприятны для раннего земледелия. Именно в этих районах зародилась первая цивилизация Америки – цивилизация ольмеков. Самоназвание этой культуры нам неизвестно. Ольмеками эту культуру назвали учёные. Буквально это название переводится как «люди из страны, где добывают каучук», от ацтекского «олли» – каучук. Некоторые учёные продолжают называть этот народ теноселоме – «люди с ягуарьей пастью». Эту культуру датируют 1200-400 гг. до н. э.
Следует отметить, что территория культуры ольмеков была исключительно бедна сырьевыми ресурсами, необходимыми как для повседневной жизни, так и для ритуальной деятельности. Чтобы добыть необходимое сырьё, ольмеки стали строить укреплённые поселения для торговли в районах, богатых полезными ископаемыми. Это привело к распространению глиняной посуды, статуэток, гравированных изделий, характерных для ольмекской культуры, по всей Центральной Америке. Поэтому неудивительно, что многие усовершенствования, которыми характеризуется цивилизация Центральной Америки, впервые появились именно в этом районе. Особенно впечатляют гигантские головы и массивные постройки из земли, открытые в церемониальном центре Сан-Лоренцо, воздвигнутом в период между 1350 и 900 гг. до н. э.
В развалинах древних поселений (например, в Трес-Сапотес) обнаружен материал, свидетельствующий о наличии у ольмеков цифровой системы, календаря и иероглифической письменности.
Расцвет ольмекской цивилизации приходится на XII-X вв. до н. э. Сначала существовали простые сельскохозяйственные деревни. Позже возникли центры, вокруг которых группировались деревни. В таких центрах могли проводиться религиозные действия: праздники и танцы, – здесь селились ремесленники и представители элиты. Во многих районах Центральной Америки появились церемониальные центры, как Сан-Лоренцо и Ла Вента. Тысячи людей приняли участие в их строительстве. Это указывает на переход к реальному государственному устройству, выделение жречества и правящей элиты. Современные исследования позволяют предположить, что правители ольмеков были одновременно и царями и жрецами.
Ольмеки были основными участниками в торговых операциях того времени. Благодаря этому они могли обеспечивать себя необходимыми материалами и влиять на жителей соседних общин. Иногда ольмекские предметы находят в таких далёких регионах, как Коста-Рика. Недалеко от центров ольмекской культуры, на таких поселениях, как Копан (позже – важный центр майя), появляются ольмекские предметы. Местная глиняная посуда украшена ольмекскими узорами. Некоторые традиции ольмеков были усвоены местным населением. Например, устройство тайников, в которых прятали сырьё или посвятительные клады, которые закапывали под платформами зданий.
Основой ритуальных изображений ольмеков являлся культ ягуара. Огромное количество памятников изображают ягуара в различных позах, а так же людей с головой ягуара и многочисленные сцены, где человек и ягуар выступают в качестве главных персонажей. Чаще всего встречается ягуар, черты которого переплетаются с чертами человека, в результате чего создаётся образ получеловека-полуягуара, почти всегда изображавшийся в виде ребёнка. Мифология ольмеков утверждала, что их мужественные предки произошли от брака божественного ягуара и смертной женщины. Ещё один ключевой персонаж ольмекской мифологии – учитель и даритель первых знаний, а также покровитель мудрости и повелитель стихий. Многие ольмекские божества – сложные создания: в их облике улавливаются черты таких грозных животных, как акула, хищный орёл и кайман. Другой важной чертой ольмекской религии был интерес к движению небесных светил. Это нашло отражение в планировке ольмекских памятников в строгом соответствии с астрономическими знаниями.
Цивилизация ольмеков просуществовала до III-I вв. до н. э. В этот период соседи ольмеков – племена горных и равнинных майя всё активнее вытесняли их из торговли и активнее ольмеков осваивали природные ресурсы, которыми обладали в достатке. Кроме этого, майя сумели освоить поливное земледелие, что повысило эффективность сельского хозяйства. Всё это привело к постепенному ослаблению позиций ольмеков и последующему вытеснению их новой цивилизацией – цивилизацией майя.
Вопросы:
1. В чём коренное отличие экономики ольмеков от экономики Месопотамии?
2. Как вы думаете, почему древние жители Америки не использовали тягловых животных (кроме ламы)?
3. Каким образом можно было перевозить грузы на большое расстояние, не имея колёсного транспорта?
4. Укажите на карте предполагаемый путь миграции предков современных индейцев на Американский континент.