ВРЕМЕНА И НАРОДЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

В районе Восточного Средиземноморья проживало большое количество различных племён и народностей, существовало множество мелких государственных образований, возникавших, распадавшихся, бывших объектами притязаний со стороны сильных государств Переднего Востока.

Природные условия (отсутствие больших рек, изрезанный характер ландшафта) способствовали изолированному развитию отдельных областей, но в то же время в этом районе соединялись сухопутные караванные пути, шедшие с востока.

История Сирии, Палестины, юга Восточного Средиземноморья, – это, прежде всего, история очень древних земледельческих центров, в которых уже в VIII тыс. до н. э. существовало развитое по условиям неолита земледелие, и имелись масштабные по площади оседлые поселения, часто укреплённые.

Во II тыс. до н. э. здесь сложилось государство Ямхад, гиксосское объединение союзов племён. В конце XIII в. до н. э. сюда проникают «народы моря» (это название они получили от египтян, поскольку нападали на дельту Нила с моря). Считается, что часть этих народов – филистимляне – и дали название Палестине. До того эта земля называлась Ханаан. Филистимляне же в составе других «морских» народов предприняли попытку вторгнуться в Египет, которому удалось отразить это нашествие в результате весьма значительных военных и дипломатических усилий.

Первые упоминания о еврейских племенах, появившихся в Палестине (тогда ещё Ханаане), появляются в египетских текстах только в XIV в. до н. э. По-видимому, племена эти пришло из глубинных районов Аравии. Это были племена скотоводов. Речь, прежде всего о выходцах из числа кочевников позже также арамеев, хананеев и некоторых других народов; обобщающий термин для них ибри, т.е. «перешедшие через реку через Евфрат».

Библейские предания повествуют, что еще при легендарном родоначальнике всех семитов Аврааме предки евреев пересекли Евфрат и двинулись на запад. Здесь сложилась основа еврейского народа, его двенадцать колен – по числу сыновей внука Авраама Иакова. При сыновьях Иакова евреи в голодные годы – согласно все тем же преданиям – надолго переселились в Египет. Русский востоковед Б. А. Тураев в свое время считал, что некоторые тексты египтян времен фараона Хоремхеба (XIV в. до н.э.) о прибытии в долину Пила какого-то семитского племени («в их земле был голод», «они не знали, как прожить») косвенно подтверждают библейские предания. Считается, что, проведя век-полтора в «плену египетском», еврейский народ затем покинул эту страну.

Процесс расселения евреев в Палестине был длительным и сложным: частично он проходил мирными способами, но нередки были и военные столкновения. Превратившись в оседлых земледельцев, евреи постепенно ассимилировали значительную часть местного населения. В это время у них идёт процесс расслоения общества, выделяются вожди. Но с появлением «народов моря» этот процесс прерывается. Борьба с филистимлянами приводит к выделению среди древних евреев военных руководителей (царей). До этого евреи не имели признанных правителей, а роль авторитета в их среде играли судьи. Первым царём нового государства стал Саул.

Под предводительством царя Давида из племени Иуды, расселившегося вокруг Иерусалима, древним евреям удалось победить филистимлян и освободить Палестину. В начале Х в. до н. э. Палестина объединилась под властью Давида. Возникло Иудейско-Израильское царство.

Наивысшего расцвета государство в Палестине достигло при сыне Давида Соломоне, который упорядочил управление государством, построил дороги и отстроил Иерусалим. Союз с финикийским Тиром позволил Соломону не только укрепить свои позиции, но и выстроить из ливанского кедра грандиозный Иерусалимский храм в честь бога Яхве, великого и единственного божества, Бога для всех народов мира, избранным среди которых евреи почитали себя: считалось, что еврейский пророк Моисей установил в свое время с Яхве тесный контакт. Иерусалимский храм, построенный на высоком холме, со временем превратился в единственное место поклонения Яхве, поэтому Иерусалим стал не только столицей государства, но и религиозным центром, вокруг которого сплотились все еврейские племена.

Однако при сыне Соломона государство пришло в упадок. Против царя выступили все племена, жившие в Северо-западной Палестине. Они возмущались засильем иудеев и требовали снижения податей. Ослабевшее государство распалось на два самостоятельных царства – Иудейское и Израильское. Столицей Иудейского царства остался Иерусалим, столицей Израильского стал город Самария. Между этими двумя царствами шла постоянная борьба, что вело к ослаблению их обоих. Израиль в 722 г. до н. э. был завоеван Ассирией, а иудейское царство потомков Давида продолжало существовать со своим духовным центром в виде Иерусалимского храма являясь при этом вассалом Ассирии. Жрецы и пророки, группировавшиеся вокруг храма, оказывали огромное влияние на жизнь евреев, с чем не могли не считаться терявшие реальную власть цари. Народ платил налоги и выполнял повинности, прежде всего в пользу храма. Развитие товарно-денежных отношений шло медленными темпами, а ростовщичество – более быстрыми, в результате чего многие из простых людей попадали в долговую кабалу. Разорение народа из-за алчности ростовщиков воспринималось как трагедия, и весь пафос обличений пророков был направлен против этого зла, что влекло за собой реформы, ставившие своей целью сохранить рушившиеся старые порядки.

В V в. до н. э. в Иудее был принят закон, ограничивавший долговое рабство шестью годами, а также несколько других реформ. Однако это не слишком укрепило страну. В том же V в. до н.э. она была завоевана Египтом, а 586 г. до н. э. Вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иудею. Храм Яхве при этом был разрушен. Часть евреев бежала в Египет, другие вместе с жрецами храма были в уведены в плен в Вавилонию, где они пребывали около полувека, пока персидский царь Кир Великий не вернул их в Иерусалим, повелев заново отстроить храм Яхве. Период Второго храма был временем дальнейшей религиозно-политической консолидации евреев и укрепления иудаизма как монотеистической религии. Попытки усилившихся евреев укрепить свои позиции привели на рубеже нашей эры к. римско-иудейским войнам, закончившимся, как известно, гибелью Иудеи, разрушением храма и рассеянием евреев по всему миру.

 

Когда древнееврейские племена появились в Палестине, они были язычниками. Тогда Яхве был богом-громовержцем, подателем влаги и покровителем еврейских племён. Главным божеством всех племён был бог Эл. Существовала система мифов, связанных с Элом, Яхве и другими богами. Древние евреи долго поклонялись тельцу (быку). Постепенно Яхве стал отождествляться с Элом (Яхве-Эл).

После разделения страны на Израильское и Иудейское царство произошло и своеобразное разделение по религиозному признаку. В Иудее поклонялись Яхве, а в Израиле Яхве (в виде тельца) и другим богам. К этому времени возникает тенденция считать Яхве не только главным богом еврейских племён, но и богом всего мира. Эта идея активно проповедуется пророками. Пророки призывали к единству государств и народов. Символом этого единства стало единобожие. Со временем иудейский царь Иосия разрушил все местные святилища и разрешил поклонение богу Яхве только в Иерусалимском храме. Именно тогда Иерусалим и превратился в религиозный центр

В период с XII по II в. до н. э. в Израиле и Иудее усилиями многих поколений создаётся религиозный, исторический и литературный памятник – Библия. Она включает 39 книг. В этих книгах сосредоточены мифы, легенды, повествования по истории Восточного Средиземноморья, а также ряда государств, которые в древности находились в прямых контактах с этим районом: Египта, Вавилона, Ассирии. Кроме того, там содержатся религиозные и этические нормы, философские и публицистические произведения, поэзия и проза.

Книги Ветхого Завета[10] принято разделять на несколько групп: «Пятикнижие», повествующее о сотворении мира и человека, жизни первых поколений людей на земле и о заповедях, данных Богом пророку Моисею, «Исторические книги», рассказывающие о возникновении Израильско-Иудейского государства и его правителях; «Учительские книги», содержащие наставления в благочестии, и «Пророческие книги», посвященные предсказанию пришествия Иисуса Христа.

Разновременность и разнохарактерность библейских текстов обусловили неоднократно встречающиеся в Библии противоречия.

Так, «Пятикнижие», как считают многие исследователи, было создано на основе двух источников, получивших условные названия «Яхвист» и «Элохист», поскольку в первом из них, близком к народным сказаниям, Бог назван Яхве, а во втором, созданном учеными жрецами – Элохим. Каждый из этих источников представляет собой последовательное и цельное повествование, но соединенные вместе, наложившись один на другой, они иногда заметно противоречат друг другу.

Заложенная в Библии впервые на планете идея монотеизма (единобожия) стала основой для создания не только иудаизма, но и двух мировых религий – христианства и ислама. Библия оказала огромное влияние на формирование не только религиозного мировоззрения многих стран и народов, но и на их культуру и искусство. Следует отметить, что Библия – документ очень многослойный и противоречивый. Она содержит такие сведения о социальной и политической истории Палестины и соседних областей, которые нигде больше не сохранились.

 

Вопросы:

1. Каким образом поклонение древних евреев тельцу нашло отражение в Библии?

2. Как вы думаете, почему именно Яхве, а не Эл выдвинулся на роль единого бога?

3. В настоящее время Иерусалим является центром нескольких религий. Каких и почему?