ПЕРВОБЫТНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Первобытное общество – самый длительный период в истории человечества. Эволюционно-биологическим прообразом общества является стадо. Со стадности начинается социогенез, т.е. процесс становления общества. Первобытное человеческое стадо называют иногда «праобщиной». Праобщины представляли собой структуры с определенными принципами взаимоотношений между индивидуумами в пределах сообщества: отношения воспроизводства, отношения, направленные на поддержание целостности группы, отношения иерархического порядка, направленные на упорядочение связей между особями. Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей (20-40 взрослых особей), кочевавшую с места на место в поисках пищи. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

Труд в стаде был крайне примитивным, инстинктивным, животнообразным. Орудиями труда служили палки, дубины, камни. Зачастую эти орудия труда никак не обрабатывались. Практически отсутствовало разделение труда.

В качестве жилищ использовались естественные пещеры, гроты и навесы. Предполагается, что человеческие стада сезонно перемещались по кормовой территории, однако в некоторых случаях богатство фауны давало возможность длительного пользования этой территорией, поэтому отмечены случаи, когда на одном и том же месте стойбище использовалось на протяжении нескольких лет или даже нескольких поколений. Однако такое длительное использование кормовой территории стало возможно только с развитием охоты. Важно отметить, что если собирательство было традиционным занятием и перешло к человеку от его человекообразных предков, то охота сыграла важную роль не только в биологическом, но и в социальном развитии человека. Являясь основой хозяйства, она сплачивала первобытный коллектив, требовала более чёткой организованности и слаженности жизни. Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и даже такие крупные животные, как слоны. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, зубров, кабанов, иногда убивали и хищников – пещерных медведей и львов, мясо которых тоже шло в пищу.

Охоту древнего человека на крупных животных, особенно на тех, которые жили стадами, трудно представить без загонного способа. Вооружение охотника было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно (исключение составляли отставшие от стада слабые и больные животные). Вероятно, животных пугали шумом, огнём, камнями и, как показывает местоположение многих стоянок, гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и разбивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему именно охота, и, прежде всего охота на крупных животных, была той формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала организованность праобщины, заставляя её членов проявлять коллективизм.

Важным достижением в период первобытного человеческого стада стало «приручение» огня.

Особый вопрос – брачно-семейные отношения в период первобытного человеческого стада. Сегодня существует масса гипотез по этому поводу, но наиболее вероятными являются две из них. Первая, выраженная Ю. М. Плюсниным, М. Л. Бутовской, А. А. Файнбергом предлагает считать структуру праобщины мультисамцовой, т.е. предполагающей наличие нескольких мужских особей в группе. Организация, по мнению исследователей, представляла благоприятную базу для развития скоординированной охоты, возникновения, сохранения и передачи полезных навыков, позволяла максимально повысить вероятность выживания детенышей, о которых заботились не только матери, но и близкие родственники, и друзья ее, самцы из ее группы. В такой организации постоянно находились особи противоположного пола, т.е. потенциальные партнеры, и, наконец, существовала возможность поддержки устойчивых социальных связей на основе факторов родства, дружелюбных привязанностей и системы распределения социальных ролей в группе. Формой взаимоотношения между полами в таких группах является промискуитет, т.е. нерегламентированные, неупорядоченные половые отношения. При этом могли образовываться пары, существующие определенный промежуток времени. Промискуитет мог обеспечить благоприятные условия для выживания детенышей: самцы были терпимы к ним, участвовали в процессе их воспитания, и, кроме того, в таких группах могли существовать детские группировки, в которых дети проходили социализацию. Для мультисамцовых групп характерны матрилинейные связи.

Согласно другой концепции, поддерживаемой В. П. Алексеевым, праобщина унаследовала от предшествующих ей животных объединений гаремную семью, состоящую из десятка-другого особей во главе с крупным сильным самцом. Кроме вожака в гаремную семью входили молодые самцы, но они не участвовали в размножении из-за невозможности выдержать соперничество с вожаком. Праобщина состояла из нескольких гаремных семей, время от времени перегруппировавшихся из-за смерти их вожаков, драк из-за женщин и т.п. Если эта теория верна, то первобытное человеческое стадо должно было состоять из нескольких гаремных объединений, время от времени перегруппировывавшихся вследствие смерти их глав, драк из-за женщин и т. п. и вообще менее устойчивых, чем само стадо.

В обеих предполагаемых формах организации праобщины постоянно должны были возникать конфликты, осложнявшие производственную жизнь и консолидацию формировавшегося общества. В условиях естественного отбора выживали те коллективы, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь.

40-30 тыс. лет назад в истории человечества начинается новый этап – верхний (поздний) палеолит. На рубеже нижнего и верхнего палеолита заканчивается процесс биологического формирования человека, расширяется область его обитания. На смену первобытному человеческому стаду приходит принципиально новая организация – род, или родовая община. В этот период уже существует коллективная собственность на получаемые продукты, а в условиях производящего хозяйства и на главное средство производства – землю; совместное решение вопросов организации и управления коллективом; совместное воспитание его молодых членов. Число членов родовой общины значительно превышает число членов первобытного человеческого стада.

Расселяясь по территории земного шара, человек приспосабливался к различным климатическим условиям. Кроме естественных убежищ, люди в это время начинают использовать искусственные сооружения – землянки до 2-3 метров глубиной и около 6 метров в диаметре. В качестве строительного материала применялось дерево, кости крупных животных, шкуры мамонтов, носорогов. В центре землянки, как правило, располагался костёр, в полу были вырыты ямы для припасов. Необходимость создания искусственной среды обитания была вызвана определённым усложнением жизни человека, связанным с наступлением всеобщего похолодания.

Племя имело свою, довольно обширную территорию, на которой оно жило, охотилось и которую оно защищало от посягательств других племён.

Появляется естественное (между полами) разделение труда, которое постепенно становится всё более чётким – к разделению труда по половому признаку добавляется разделение по возрасту.

В это время появляется первая регламентация брачно-семейных отношений: брачные отношения теперь становятся возможными только вне рода (в племени всегда было чётное число родов). Такие брачные отношения называются экзогамными (от греч. exo – «вне» и gamos – «брак») в отличие от принятых в первобытном человеческом стаде эндогамных (endon – «внутри»). Для этого периода характерно было осознание общности интересов в форме родства, а поскольку наиболее стабильной частью коллективов были женщины, то при неопределенности отцовства отношения родства должны были осознаваться как родство между потомками одной матери, т.е. по материнской, женской линии – так называемая матрилинейная линия отсчёта родства.

По вопросу о происхождении экзогамии и механизме превращения праобщины в родовую общину существует множество теорий. К истокам экзогамии относят и обычай убивать бесполезных на войне девочек и вследствие этого поиск жен на стороне (Мак-Леннан), и взаимное отвращение к половому общению у близких родственников, (Ч. Дарвин), и встречи наиболее подвижных и активных мужчин-охотников, отрывающихся от своих женщин, с женщинами чужих праобщин (Б. Ф. Поршнев), и стремление избежать биологически вредных последствий кровосмешения (Л. Г. Морган), и стремление преодолеть замкнутость и расширить хозяйственные связи с соседними праобщинами (А. М. Золотарев, С. А. Токарев), и необходимость упорядочить хозяйственную жизнь внутри коллективов введением половых табу (Ю. И. Семенов). В любом случае установление экзогамии было длительным процессом, в ходе которого пришедшие к экзогамии группы оказывались более жизнеспособными.

В период мезолита происходит важнейшее изменение в развитии охоты – изобретение лука и стрел, что дало возможность охотиться на птиц, мелких животных, быстро бегающих животных. Появилась возможность охотиться на расстоянии, не приближаясь вплотную к объекту охоты. Таким образом, охота стала менее опасным занятием, чем раньше, и одновременно увеличилось количество добываемой пищи, питание стало более разнообразным. В это же время появляются гарпуны, сети, лодки-дроблёнки. Начинается процесс одомашнивания животных. В некоторых районах (там, где росли дикие злаки) понемногу начинает развиваться земледелие. Самый древний район, где сочетались собирательство и земледелие – район Палестины, где земледелие возникло приблизительно за 11-10 тыс. лет до н. э. Переход от присваивающего хозяйства к производящему произошёл в период неолита и получил название «неолитическая революция».

С периода возникновения производящего хозяйства начинает наблюдаться неравномерность в развитии племён. Наряду с племенами земледельцев и скотоводов продолжают сохраняться и племена охотников и собирателей.

Земледелие и скотоводство зарождались в условиях материнского рода, однако, их развитие приводит к замене его на отцовский род. Изменилось соотношение мужского и женского труда, развитие земледелия и скотоводства поставили мужчину в преимущественное положение. Увеличение роли мужского труда привело и к изменению в семейно-брачных отношениях. Развитие частной собственности, главным производителем которой стал мужчина, требовало передачи её прямым наследникам, поэтому возникла необходимость вести счёт родства по отцовской линии (патрилинейная линия отсчёта родства). В силу этого изменились условия локального брака, и женщина стала переходить в семью мужа. Брак стал патрилинейным. Размеры семьи определялись ситуацией в хозяйстве, как правило, это была большая патриархальная семья, в которой вместе живут несколько поколений родственников.

Происходит первое крупное общественное разделение труда – выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды деятельности, что существенно повысило производительность труда. Совершенствование орудий труда приводит к появлению прибавочного продукта, т. е. продукта, произведённого сверх необходимого, превышающего непосредственные потребности человека для поддержания его существования. В отдельных случаях и первобытные охотники добывали пищи больше, чем могли потребить, но в случае неудачной охоты первобытным людям могло не хватать и необходимого продукта. С переходом к производящему хозяйству стало возможным регулярное появление прибавочного продукта, что привело к осуществлению второго крупного общественного разделения труда – выделению ремесла.

Занятие земледелием, которое предполагало оседлый образ жизни, привело к увеличению средних размеров общины, возникновению территориальной общины и в итоге – довольно больших постоянных поселений, а затем и городов, которые насчитывали десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские; город обычно окружался рвом. Для производства строительных материалов, сооружения домов, храмов, укреплений требовались искусные работники, архитекторы. Так возникло третье крупное общественное разделение труда – выделение строительства как особого вида деятельности групп людей.

Четвёртым крупным общественным разделением труда стало выделение старейшин, жрецов, военных вождей. Появляются семьи, из числа которых регулярно выдвигаются руководители – происходит формирование родовой знати.

В процессе трудовой деятельности люди начинают использовать металл. Большое значение имеет использование бронзы (сплав олова и меди). Медь и олово не распространены повсеместно, поэтому выделяются центры металлургического производства и усиливаются межплеменные связи. Позже появление железа приведёт к расширению посевных площадей. При этом будет активно использоваться подсечно-огневой метод.

Вопросы:

1. Объясните, почему численность праобщины не могла быть большой.

2. Какое значение в жизни первобытного человека сыграло овладение огнём?

3. Как изобретение лука и стрел связано с началом одомашнивания животных?

4. Почему переход от присваивающего хозяйства к производящему называют «неолитической революцией» (объясните оба слова).

5. Почему произошёл переход от материнской родовой общины (матриархата) к отцовской родовой общине (патриархату)?