Общественные потребности и мир профессий

Итог

- Мы исследовали русскую общественную и философскую мысль за достаточно длительный период. Кого из мыслителей вы запомнили более всего? Почему?

- С творчеством каких философов вам захотелось познакомиться более подробно?

- Выполните задания учебника из рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте».

- Работа с источником (с. 47 учебника).

 

 

Уроки 13-15. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжелые камни. Подошел он к одному и спросил: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой».

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ: «Деньги зарабатываю».

А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!»

- О чем эта притча?

- Как ты ее понимаешь?

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. На этот счет существует много поговорок, пословиц, сказок и притч. Вот только одна из них.

Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно».

И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»

Это только в сказке бывает «по-щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать. Поэтому так важно выбрать дело по душе. И чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать счастливым.

- Начнем с самых азов. Введем понятие «профессия». Какие ассоциации возникают у вас при слове «профессия»?

- Что же такое «профессия»? (Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки.)

- Как вы считаете, на каком этапе исторического развития зародились различные профессии? Какие?

- Какие факторы определили их появление?

- Сегодня социологи насчитали наличие 20 тыс. профессий, число которых постоянно растет. Как вы думаете, почему возрастает число профессий?

- Что вы понимаете под выражением «узкая специализация»? Приведите примеры роста профессий.

- В наши дни существует понятие «рынок труда». Что вы понимаете под этим выражением?

- Что значит «дефицитная профессия»? Какие профессии можно отнести, с вашей точки зрения, к дефицитным?

- Существуют ли профессии, которые оплачиваются не очень высоко, но являются востребованными в нашем обществе? Приведите примеры подобных профессий.

- Чем понятие «должность» отличается от понятий «профессия» и «специальность»? (Должность - трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д.)

- Сегодня социологи много говорят о новом явлении в российской жизни - избыточном образовании.

Суть проблемы:

1. В общей численности безработных увеличивается число людей с высшим образованием.

2. Растет число выпускников вузов, работающих не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования.

Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть.

- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема?

- Можно ли ее решить?