Взгляды В, С. Соловьева

Исходное понятые - категория всеединства:

• смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом;

• через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.

Три силы, три культуры олицетворяют историю

 

Таким образом, русская мысль XIX в. распадается на несколько автономных, но тесно взаимодействующих направлений. Так, славянофилы тяготели к идее целостности и коллективности. Для западников были характерны ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православия, превосходство индивидуального начала над коллективным.

В конце века появилась новая философия «положительного всеединства», созидающую конечную стадию истории - «Богочелове-чество» (B.C. Соловьев).

Своеобразие русской философии проявилось в ее тесной связи с художественной культурой, идеями великих русских писателей (Ф.М Достоевского, Л.Н. Толстого). Эта линия включает осмысление таких проблем, как отчуждение человека, его свобода и ответственность.

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров

- Работая с последним пунктом § 4, ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

- О каких философах первой четверти XX в. говорят авторы учебника?

- Какие направления философской мысли они представляли?

- Какой вопрос стоял в центре внимания данных мыслителей?

- Охарактеризуйте и проанализируйте одно их течений философии данного периода - евразийство.

Как отнеслись к евразийству многие русские философы? Почему?

- Как оценивал данное течение Н.А. Бердяев, видный русский философ?

- Согласны ли вы с его оценками? Свою позицию объясните.

- Какой подход утвердился в социальной философии в советский период?

- В чем это проявлялось?

- Какие последствия имело?

- Как изменился подход на рубеже 80-90-х гг. XX в.?

- Как вы думаете, почему вновь обострились споры о цивили-зационной принадлежности России?

- Изложите позиции сторон.

- На чьей вы стороне? Почему?