Справедливое общество и пути к нему
Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общества. Так появилась и развивалась социалистическая идея. Ее сторонники стали называться социалисты-утописты. Известно, что к ним в первую очередь относят философов рубежа XVIIJ-XIX вв. - А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна,называемых ПОЗДНИМИ утопистами,в отличие от ранних утопистов,мыслителей XVI в. - Т. Мора и Т. Кампанеллы.
В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Т. Мортак представляет идеальное общество. На острове Утопия счастливые жители не знают частной собственности, все трудятся. С общественных складов берется все необходимое. Денег нет, золото - презренный металл, идущий на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ.
В «Городе Солнца» Т. Кампанеллыжители также свободны от частной собственности. Трудовой день не превышает четырех часов. При этом достигнуто полное материальное изобилие. Для продолжения рода начальники отбирают будущих родителей:«.. .женщины статные и красивые соединяются только со статными и красивыми мужами, полные же - с худыми, а худые - с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга». Дети подлежат общественному воспитанию, которое осуществляют специальные служащие по единому распорядку. Преступления против власти караются смертью: народ «убивает или побивает осужденного камнями».
Поздние утописты А. Сен-Симон и Ш, Фурье, наряду с критикой существующего строя и проектами будущего справедливого общества, большое внимание уделяли периодизации всей истории человечества. Так, А. Сен-Симон выделял четыре основных этапа развития,каждый из которых базировался на определенной системе взглядов.
А. Сен-Симон об этапах развития общества
1. Первобытность идолопоклонство.
2. Рабовладение политеизм (многобожие).
3. Феодальный сословный строй монотеизм (единобожие).
4. Общество индустриалов научное мировоззрение.
В обществе индустриалов, считал А. Сен-Симон, необходимо ввести обязательность труда, уничтожить паразитизм крупных землевладельцев и капиталистов-рантье. Частная собственность возможна, однако нельзя допускать злоупотребления ею. Распределение материальных благ должно осуществляться по способностям. Путь к новой общественной системе лежит через развитие производства, возрастание роли науки и просвещения, в социальной революции нет необходимости.
Ш. Фурье предложил иную периодизацию истории.
Ш. Фурье об этапах развития общества
Периоды, предшествующие производственной деятельности. | Первобытность, дикость. |
Раздробленное, обманное, отталкивающее производство | Патриархат, мелкое производство Варварство, среднее производство Цивилизация, крупное производство |
Социетарное, правдивое, привлекательное производство | Гарантизм, полуассоциация; Социализм, простая ассоциация; Гармонизм, сложная ассоциация. |
Итак, идеал общественного развития современной автору «цивилизации» до «гармонизма» будет довольно сложным и пройдет через два переходных периода. Революционный скачок Фурье исключает.
Вопросы и задания к тексту
- В чем вы видите преемственность во взглядах ранних утопистов, Ж.Ж. Руссо и Платона?
- Что привлекает и что отталкивает вас в нарисованной картине идеального общества?