Справедливое общество и пути к нему

Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общества. Так появилась и развивалась социалистическая идея. Ее сторонники стали называться социалисты-утописты. Известно, что к ним в первую очередь относят философов рубежа XVIIJ-XIX вв. - А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна,называемых ПОЗДНИМИ утопистами,в отличие от ранних утопистов,мыслителей XVI в. - Т. Мора и Т. Кампанеллы.

В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Т. Мортак представляет идеальное общество. На острове Утопия счастливые жители не знают частной собственности, все трудятся. С общественных складов берется все необходимое. Денег нет, золото - презренный металл, идущий на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ.

В «Городе Солнца» Т. Кампанеллыжители также свободны от частной собственности. Трудовой день не превышает четырех часов. При этом достигнуто полное материальное изобилие. Для продолжения рода начальники отбирают будущих родителей:«.. .женщины статные и красивые соединяются только со статными и красивыми мужами, полные же - с худыми, а худые - с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга». Дети подлежат общественному воспитанию, которое осуществляют специальные служащие по единому распорядку. Преступления против власти караются смертью: народ «убивает или побивает осужденного камнями».

Поздние утописты А. Сен-Симон и Ш, Фурье, наряду с критикой существующего строя и проектами будущего справедливого общества, большое внимание уделяли периодизации всей истории человечества. Так, А. Сен-Симон выделял четыре основных этапа развития,каждый из которых базировался на определенной системе взглядов.

А. Сен-Симон об этапах развития общества

1. Первобытность идолопоклонство.

2. Рабовладение политеизм (многобожие).

3. Феодальный сословный строй монотеизм (единобожие).

4. Общество индустриалов научное мировоззрение.

В обществе индустриалов, считал А. Сен-Симон, необходимо ввести обязательность труда, уничтожить паразитизм крупных землевладельцев и капиталистов-рантье. Частная собственность возможна, однако нельзя допускать злоупотребления ею. Распределение материальных благ должно осуществляться по способностям. Путь к новой общественной системе лежит через развитие производства, возрастание роли науки и просвещения, в социальной революции нет необходимости.

Ш. Фурье предложил иную периодизацию истории.

Ш. Фурье об этапах развития общества

Периоды, предшествующие производственной деятельности. Первобытность, дикость.
Раздробленное, обманное, отталкивающее производство Патриархат, мелкое производство Варварство, среднее производство Цивилизация, крупное производство
Социетарное, правдивое, привлекательное производство Гарантизм, полуассоциация; Социализм, простая ассоциация; Гармонизм, сложная ассоциация.

Итак, идеал общественного развития современной автору «цивилизации» до «гармонизма» будет довольно сложным и пройдет через два переходных периода. Революционный скачок Фурье исключает.

Вопросы и задания к тексту

- В чем вы видите преемственность во взглядах ранних утопистов, Ж.Ж. Руссо и Платона?

- Что привлекает и что отталкивает вас в нарисованной картине идеального общества?