Средневековые представления о человеке и обществе и их кризис

Полшпика и государство: новый взгляд

Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени выступает не общество как целое, а отдельный человек, индивид. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.

Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.

Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом». Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.

Английские философы Т. Гоббс в «Левиафане» и Дж. Локк в «Двух трактатах об управлении государством», рассуждая о причинах происхождения государства, исходили из признания определенного периода догосударст-венного развития общества, когда последнее пребывало в естественном (природном, первобытном) состоянии.

Люди были тогда свободны, их не стесняли никакие рамки общественно-политических ограничений. Однако при всей внешней привлекательности такой жизни во взаимоотношениях между людьми постоянно возникали разногласия, перерастающие в конфликты (по выражению Гоббса- «война всех против всех»).

Выходом из этой ситуации стало создание на договорной основе государства. Ему и передали люди часть своих прав в обмен на обеспечение и защиту основных прав, в первую очередь - личной безопасности.

Но если Т. Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Дж. Локк считал, что верховная власть должна быть ограничена, и одним из первых разработал принцип разделения властей. Ограничения полномочий состоят прежде всего в том, что государство не может лишить человека какой-либо части его собственности.

Позднее французский философ Ш. Монтескье сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти - судебной. Так оформилась идея разделения властей.

Вопросы и задания к тексту

- Какие изменения произошли в рассуждениях эпохи Возрождения и Нового времени?

- Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Н. Макиавелли.

- Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Т. Гоббса.

Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Политика и государство: новый взгляд

Учение о механике, теория «общественного договора», разделение властей

Просвещение: вера в разум и прогресс

Французский философ Франсуа Мари Аруэ Вольтер утверждал, что «из всех живых существ человек наиболее совершенен». Он критикует религиозные воззрения и требует религиозной свободы. Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и обман. Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должны стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение. Он мечтает о просвещенном правителе.

Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуазии - равенство людей. Но он понимает это равенство лишь как политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества.

Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев. Он критикует современную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это не значит, что он отвергает науку и культуру как таковые. «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».

Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости - утверждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.

Вопросы и задания к тексту

- Характеристика и анализ взглядов Вольтера.

- Характеристика и анализ взглядов Руссо.

- Какой вывод о движении общества они сделали?

 

Критика религии Человек добр, зло несет цивилизация

Идеал - просвещенный государь Назад к природе!

 

Вывод: от идеи круговорота к постулату о линейном движении общества