Инструкция студентам, осуществляющим диагностику
Методика опроса. Опрос надо провести на классном часе (согласовать с классным руководителем или учителем). Техники может быть две: - отпечатать опросные листы по количеству учеников; - проецировать на экран, ученики на своих листах ранжируют каждую позицию. Объяснить ученикам, что по каждой из шести позиций надо ранжировать все суждения (А.Б.В.Г.), выделив свои приоритеты (1 – предпочитаемый ответ, 2 – следующее предпочтение и т.д.
Обработка, анализ, интерпретация и использование данных. Посчитать ранги по каждой позиции и свести в таблицу. Выявить установки, предпочтения учеников, объяснить их, прокомментировать, сделать выводы.
вопросы | баллы | Интерпретация(характеристика проблемы, выдвижение задачи воспитания) |
1. 1. образование | ||
а | ||
б | ||
в | ||
г |
Текст, сопровождающий таблицу, должен содержать информацию о том, когда, где в какой школе, классе проходила диагностика, сколько человек (отдельно число мальчиков и девочек) прошло диагностику и каков был средний возраст опрошенных.
На основании анализа диагностики намечаются воспитательные задачи для рассмотренного коллектива.
Инструкция по составлению плана воспитательной работы
План воспитательной работы классного руководителя - это творческий документ, разрабатываемый для осуществления планомерной и целенаправленной воспитательной работы, которая включает: диагностику; постановку воспитательных задач; планирование конкретных мероприятий, форм, методов и средств, способствующих решению поставленных задач; организацию деятельности; проведение мероприятий; анализ успешности проведенной воспитательной работы; проектирование перспективных воспитательных задач.
Всю практическую работу по составлению плана можно разбить на ряд операций:
• анализ источников планирования;
• постановка воспитательных задач;
• определение развивающих видов деятельности (воспитательных мероприятий);
• оформление структуры плана и его заполнение.
Анализ источников планирования предполагает учет:
- государственных, ведомственных документов, где поставлены текущие и перспективные цели и задачи воспитания школьников;
- планы работы школы, общественных организаций, учителей-предметников (общешкольные мероприятия, предусмотренные для учащихся этого класса);
- информация о передовом педагогическом опыте воспитательной работы школ района, города, области, страны, взятая из различных источников: педагогическая периодика, книги, материалы конференций, а также непосредственный обмен информацией с классными руководителями и учителями;
- традиции школы в воспитательной работе, в которых сосредоточено все лучшее, что накоплено предыдущими поколениями учителей и школьников;
- знаменательные даты, совпадающие с периодом действия плана;
- текущие события в стране и за рубежом;
- интересы и пожелания учащихся класса;
- характеристики класса (данные диагностики коллектива и отдельных учащихся);
План разрабатывается по ведущим воспитательным задачам. Воспитатель ставит не более трех-четырех педагогических задач. Например, учить коллективному творчеству в выполнении различных видов развивающей деятельности, формировать познавательную самостоятельность, знакомить с культурой других народов, приобщать к культуре общения с взрослыми и сверстниками. В нашем случае, воспитатель ориентируется на диагностику ценностных ориентаций школьников, беседы с ними, наблюдение жизни класса. Затем в структуру плана вносятся мероприятия, направленные на достижение поставленных задач. При этом одно мероприятие может решать сразу несколько задач. Назначаются ответственные за организацию различных видов деятельности школьников. Оформляется план в виде таблицы.
Воспитательные задачи | Решающие задачу мероприятия | Конкретное содержание мероприятия | Сроки проведения мероприятия | Площадка проведения | Ответственные |
Задача 1. | Мероприятие 1 | ||||
Мероприятие 2 | |||||
Задача 2 | Мероприятие 1 | ||||
Задача 3 | Мероприятие 1 | ||||