Особенности философского мировоззрения милетской школы

Космология Анаксимена

Как передают, Анаксимен сказал, что воздух есть начало всего и что он бесконечен по величине, но ограничен по своим качествам. Все [вещи] возникают сообразно некоторому сгущению его, и, с другой стороны, разрежению. Движение же вечно. Он говорит, что от сжатия воздуха возникла сначала Земля, очень плоская, вследствие чего она, естественно, и держится на воздухе. Солнце, Луна и прочие светила возникли из Земли. По крайней мере, Солнце он считает Землей, которая вследствие быстрого движения достаточно сильно нагревшись, так накалилась. (Там же. С. 120-121.)

3, Из «Теогонии» Гесиода

Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос. Сладкоистомый - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве с Эребом в любви сочетавшись. Гея же прежде всего родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных, Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многостенных; Также еще родила, ни к кому не всходивших, на ложе, Шумное море бесплотное, Поит. А потом, разделивши Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий... (Там же. С 117-118.) (Учащиеся заполняют таблицу.)

Вопрос Философ
Гесиод Анаксимандр Апаксимен
Из чего произошел мир? Из хаоса Из апейрона Из воздуха
Как возник мир? По аналогии с живыми существами, в результате супружеских союзов. Мир - буквальное подобие живых существ В результате выделения теплого и холодного, т. е. как результат взаимодействия природных явлений, результат движения В результате процессов сгущения и разрежения
Как возникли небесные тела? Звездное небо порождено землей Небесные тела произошли из огненной сферы Небесные тела возникли из земли

Таким образом, общее в воззрениях Гесиода и милетских философов:

1. Все они, разрешая проблему происхождения мира, предполагают, что изначально существовало некое единство.

2. Кроме того, наблюдается сходство и в описании последовательности возникновения природных явлений.

Наиболее существенное различие связано с тем, что милетские мыслители отбрасывают персонификацию природных явлений и переходят от образных (религиозно-мифологических) представлений к отвлеченным понятиям.

По материалам учебника: