L Становление мира по Анаксимандру
Легизм
Моизм
Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди. Учение моистов - коренная противоположность учению Конфуция. Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.
Теоретические исследования - непозволительная роскошь.
Прагматическая целесообразность, заложенная в трудовой деятельности, - необходимость.
Патриархом легистов считается Шень Бухай. Легисты занимались проблемами социальной теории и государственным управлением. «Кто разумен - создает законы, кто глуп - законами ограничен. Кто способен - изменяет порядок, кто неспособен - тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях».
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества
Когда у людей в силу развития общества появляется нужда в строгой логике, это означает, что время мифов пришло к концу, что наступает время науки, что философская картина мира должна заменить мифологическую.
Философское мировоззрение имеет следующие особенности:
1. Опора не на фантазию, а на знания.
2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий.
3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается.
4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
Внимательно изучите фрагменты текстов, содержащих высказывания милетской философской школы и проанализируйте их.
По одному из античных свидетельств, Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном (апейрон) заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех. Он также утверждал, что Земля по своей форме есть цилиндр и что высота ее равна одной трети ее ширины. Равным образом он говорил, что при возникновении нашего мира из вечного начала выделилось детородное начало теплого и холодного, и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла Еоздух, окружающий Землю, подобно тому, как кора облекает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли солнце, луна и звезды. (Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. С. 119.)