О чем мыслят философы

«Любовь к мудрости» - так переводится на русский язык философия. Просто, правда? Но кто же не любит мудрость? А если и не любит, то вряд ли в этом признается. Но ведь не все же люди - философы! Конечно, нет. И все-таки каждый из нас хочет знать и то, как устроен мир, и что собой представляют люди, хочет понять и себя, разобраться в законах, по которым идет вокруг него жизнь, - а всем этим занимается как раз философия. Знакомство с философией каждого из нас начинается раньше, чем мы узнаем название данной науки. Не верите? Давайте убедимся в этом.

Философия входит в каждую жизнь незаметно, постепенно, исподволь, в семейных разговорах, на уроках, в играх и спорах с товарищами, со страниц детских книжек, из наблюдений за всем, что нас окружает. Прочитаем стихотворение С. Маршака «Мыльный пузырь»:

А был такой надменный,

Заносчивый такой!

Хвалился, что из пены

Родился он морской.

В нем столько красок было,

Была такая спесь,

А он - воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Его я не жалею...

По правде говоря,

Стихи о нем длиннее

Всей жизни пузыря!

Разве это только о мыльном пузыре стихи? И разве только для детей они написаны? Эти стихи, говоря языком философских трудов, ставят и разбирают на конкретном примере проблему соотношения сущности вещи и ее обманчивой видимости.

За многими замечательными стихами так и закрепилось определение «философские». Есть такие произведения у Пушкина и Тютчева, Некрасова и Маяковского, у Блока и Есенина, Твардовского и многих современных поэтов - Бориса Слуцкого, Расула Гамзатова, Вадима Шефнера и других.

Из чего твой панцирь, черепаха?

Я спросил, и услыхал в ответ:

Он из пережитого мной страха.

Ничего прочнее в мире нет.

Б. В. Заходер

Леонид Киселев, поэт, умерший совсем юным:

Ну что ж, так исстари ведется:

Бывают пятна и на солнце.

Конечно, это неприятно,

Но солнце - солнце даже в пятнах.

Азербайджанский поэт прошлого века Мирза Шафи Вазех:

Речь громкая умом порой не блещет,

Речь тихая бывает речью вещей.

Вращается неслышно круг судьбы,

А колесо арбы гремит, скрежещет.

Или вот вспомните рассказ «Горячий камень» Аркадия Гайдара. Нашел мальчик Ивашка Кудряшкин камень с надписью, обещавший тому, кто его разобьет, вторую молодость и еще одну жизнь «сначала». Но старик, которому Ивашка предлагает разбить этот камень, отвечает: «На что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно».

И уже от себя автор заключает, прикинув, не стоит ли ему самому вернуть молодость: «Э-э! - думаю, скажут, увидев меня помолодевшим, соседи. - Вот идет: молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня. И пошел прочь своей дорогой».

Перед нами - подлинно философская притча о смысле жизни. Ведь смысл жизни и есть один из главных вопросов, над которыми думали философы всех времен и народов.

А вот маленькое стихотворение Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Это не только крошечная философская притча, оканчивающаяся фи- ' лософским вопросом-напоминанием к читателю, но и рассказ о конкретном случае, знаменитом в истории древнегреческой философии.

Таким образом, предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте содержания и смысла. Философия направлена на то, чтобы установить внутреннюю связь и единство составных частей, элементов мира.

Философия обозначила те темы, к которым рано или поздно возвращаются мудрецы во все времена:

• Единое - природа всегда предстает познанию в виде отдельных явлений. Чтобы составить из этих частей целое, следует их каким-то образом связать. Философия дает большой спектр решений этой проблемы.

• Бытие - в поисках наиболее общих понятий философия обратила внимание на понятие бытия, которое позволяет обозначить в целом все возможные миры. Философская дисциплина, рассматривающая общую структуру бытия, называется онтологией.

• Истина - «Что есть истина?» - этот вопрос всегда принадлежал к числу главных для философии. Философские дисциплины, занимающиеся теорией познания, называют гносеологией или эпистемологией.

• Добро - есть ли объективные законы добра? Оправдывает ли благая цель средства ее достижения? Могут ли добрые чувства заменить принцип долга? Совместимы ли долг и наслаждение? Есть ли то, что выше добра? Как соотносятся сила, право и добро? Философская дисциплина, изучающая эти вопросы, называется этикой. В рамках этики возникают и специальные теоретические ответвления, например, деонтология - наука о долге, аксиология - наука о ценностях.

• Красота - сам феномен красоты уже требует философской разгадки: что это - внешняя форма? Внутренняя форма? Чувственный сигнал о возможной пользе? Приятное? Гармоничное? Философская дисциплина, изучающая эти проблемы, называется эстетикой.

• Человек - проблема человека, по сути, является центром, к которому, как к городской площади, сходятся многообразные пути других философских размышлений. Философская антропология отвечает на следующие вопросы:

- Из каких элементов состоит феномен человека?

- Что правит человеком - свобода или необходимость?

- Человек по отношению к обществу - это часть или целое?

- Что такое личность? Как должен относиться человек к смерти? Философия растворена в нашей жизни, как золото в морской воде, где

в каждой капле есть миллиардные доли грамма золота. Вопросы и задания к тексту

- Проследите вашу взаимосвязь с философией с раннего детства.

- Охарактеризуйте предмет философии.

- Охарактеризуйте те философские темы, которые затрагивают ученые-философы.

- Какая из них вас заинтересовала больше всего? Почему?