Уроки 85-87. Общение как понимание

Итог

- В чем заключается интерактивная функция общения?

- В чем проявляется процесс кооперации и конкуренции в холе общения?

- В чем вы видите особенности общения в юношеском возрасте?

Домашнее задание: Выучите §32, выполните задания.

 

- Послушайте старинную притчу.

Однажды восточный властелин увидел страшный сон, будто у него один за другим выпали все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя. Тот озабоченно выслушал и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Властелин сильно разгневался и велел бросить несчастного в тюрьму.

Позвали другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «О, великий! Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за такое предсказание.

Придворные очень удивились. «Но ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник. Так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. Мудрец ответил: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но важно не только что сказать, но и как сказать».

- В чем вы видите смысл притчи?

- Как она соотносится с нашим уроком? Действительно, одной из самых сложных проблем, которые

существуют на земле, является проблема общения. Попытаемся понять ее суть.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого.

Термин «социальная перцепция» характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку и он сам всегда воспринимается другими людьми как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам СЛ. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.

Таким образом, когда говорят о перцептивной стороне общения, то имеют в виду особенности восприятия не физических, а социальных объектов, к которым относятся формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д.

Особенности процесса восприятия:

• Объект не пассивен, по существу действуют два субъекта, и отношения носят субъектно-объектный характер. Каждый из субъектов стремится определенным образом представить себя, привлечь внимание, создать необходимое впечатление.

• Важную роль играет субъективная сторона, восприятия подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий, настроения партнеров по общению. Нередко оценка сопровождается приписыванием партнеру тех свойств, которыми тот не обладает. Отсюда и ошибки в восприятии партнеров.

• Связано с эмоциональной стороной межличностных контактов. Люди преувеличивают достоинства того человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не нравится.

Наша задача - рассмотреть и проанализировать основные механизмы, лежащие в основе восприятия партнеров по общению.