Общение в юношеском возрасте

Стратегия общения с доминантным собеседником

Стратегия взаимодействия в процессе общения

Всем известно, что в процессе совместной деятельности люди ведут себя по-разному. Одни легко и просто входят в контакт с людьми, другие - вступают сложно, а иногда вообще предпочитают одиночество. Поэтому прежде чем, допустим, отправить в космос команду космонавтов, их тестируют на психологическую совместимость. Так же поступают с полярниками, которые должны будут на долгое время быть оторваны от Большой земли и вынуждены жить в небольшом коллективе.

- Означает ли это, что с нелюдимым человеком невозможно наладить отношения? Не слишком ли будет раздражать в процессе общения поведение чересчур активных и общительных товарищей?

- Прочитайте п. 2 § 32 и объясните значение термина «стратегия».

Как же мы будем строить свои отношения с окружающими нас людьми? Прежде всего мы должны помнить, что все люди разные, но к каждому можно подобрать «ключик».

Типы собеседников.

- доминантный собеседник.

- недоминантный собеседник.

- мобильный собеседник.

- ригидный собеседник.

- экстраверт.

- интроверт.

1. Определить их характерные черты.

2. Выявить сильные и слабые стороны.

3. Сыграть предложенную роль собеседника, для того чтобы на практике познакомиться с особенностями его поведения.

4. Выработать стратегию поведения во время общения с ним.

Првиер:

Доминантный собеседник. Привет, психологи называют меня Доминантным собеседником. Что я могу сказать о себе?

Да, я уверен в себе, и, если мне надо, буду добиваться своей цели во что бы то ни стало. При этом мне, по большому счету, безразлично, что думают обо мне другие люди. Я сам способен решать, что как мне делать, я не очень люблю, когда мне подсказывают, и уж совсем мне не нравится, если кто-то приказывает. Я напорист, решителен, иногда проявляю жесткость по отношению к другим.

Не люблю мямль и слюнтяев, которые четко и ясно не могут выразить свою мысль. Я таких и не слушаю, задам пару-тройку уточняющих вопросов, да и ладно...

Сильные стороны доминантного собеседника: активность, инициативность, высокая коммуникабельность, ответственность, стремление достичь своей цели и т. д.

Слабые стороны: бесцеремонность, авторитаризм, неумение слушать и т. д.

1. С ним следует держаться уверенно.

2. Не выходить из себя.

3. Не перебивать и не пресекать его.

4. Нельзя высмеивать.

5. Проявлять такт и терпение.

По подобному сценарию идет представление других групп.

Вернемся к фразе героя кинофильма «Доживем до понедельника», который сказал: «Счастье - это когда тебя понимают...» И это не праздные слова. К сожалению, именно в юношеские годы человек чувствует себя изгоем, ощущает свое одиночество. Почему это происходит? Попробуем разобраться в этих вопросах.

- Какие проблемы в общении вы испытываете?

- Как вы думаете, почему это происходит?

- Нуждаетесь ли вы в общении?

После обмена мнениями мы пришли к следующим выводам: 1. Интерактивное общение со сверстниками важно для юношества, так как: • это важный канал информации;

• вырабатываются навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права;

• соотносятся личные интересы с общественными;

• это специфический вид эмоционального контакта, которое дает подростку важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

2. Общение в этом возрасте строится на основе переплетения двух противоречивых потребностей:

• обособления;

• включения в какую-либо группу или общность.

3. Усиливается потребность к автономии, неприкосновенности личного пространства.

4. Усиливается чувство непонятое™, неприкаянности, отсюда огромная потребность в общении со своими сверстниками.

5. Желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои»).

6. Самая распространенная коммуникативная трудность подростков - застенчивость. Отсюда - преувеличение своей уникальности, расчет на аудиторию слушателей.

7. Вынужденный поддерживать «миф» о себе, подросток сбивается с пути, проявляет ложь или немотивированную жестокость.

Ученые выделяют три наиболее распространенные формы общения подростков. ВЫ ИХвсе очень хорошо знаете. Охарактеризуйте и проанализируйте формы:

• «я и ты»;

• «я и случайные они»;

• «я и общество».

Как вы думаете, в какой из форм общения молодежь не может

проявить себя в полной мере? Почему? Какую программу вы бы предложили правительству для решения данной проблемы? Разбейтесь на группы и составьте мини-проекты по решению трудностей в процессе общения молодежи на современном этапе развития общества.