Общение в юношеском возрасте
Стратегия общения с доминантным собеседником
Стратегия взаимодействия в процессе общения
Всем известно, что в процессе совместной деятельности люди ведут себя по-разному. Одни легко и просто входят в контакт с людьми, другие - вступают сложно, а иногда вообще предпочитают одиночество. Поэтому прежде чем, допустим, отправить в космос команду космонавтов, их тестируют на психологическую совместимость. Так же поступают с полярниками, которые должны будут на долгое время быть оторваны от Большой земли и вынуждены жить в небольшом коллективе.
- Означает ли это, что с нелюдимым человеком невозможно наладить отношения? Не слишком ли будет раздражать в процессе общения поведение чересчур активных и общительных товарищей?
- Прочитайте п. 2 § 32 и объясните значение термина «стратегия».
Как же мы будем строить свои отношения с окружающими нас людьми? Прежде всего мы должны помнить, что все люди разные, но к каждому можно подобрать «ключик».
Типы собеседников.
- доминантный собеседник.
- недоминантный собеседник.
- мобильный собеседник.
- ригидный собеседник.
- экстраверт.
- интроверт.
1. Определить их характерные черты.
2. Выявить сильные и слабые стороны.
3. Сыграть предложенную роль собеседника, для того чтобы на практике познакомиться с особенностями его поведения.
4. Выработать стратегию поведения во время общения с ним.
Првиер:
Доминантный собеседник. Привет, психологи называют меня Доминантным собеседником. Что я могу сказать о себе?
Да, я уверен в себе, и, если мне надо, буду добиваться своей цели во что бы то ни стало. При этом мне, по большому счету, безразлично, что думают обо мне другие люди. Я сам способен решать, что как мне делать, я не очень люблю, когда мне подсказывают, и уж совсем мне не нравится, если кто-то приказывает. Я напорист, решителен, иногда проявляю жесткость по отношению к другим.
Не люблю мямль и слюнтяев, которые четко и ясно не могут выразить свою мысль. Я таких и не слушаю, задам пару-тройку уточняющих вопросов, да и ладно...
Сильные стороны доминантного собеседника: активность, инициативность, высокая коммуникабельность, ответственность, стремление достичь своей цели и т. д.
Слабые стороны: бесцеремонность, авторитаризм, неумение слушать и т. д.
1. С ним следует держаться уверенно.
2. Не выходить из себя.
3. Не перебивать и не пресекать его.
4. Нельзя высмеивать.
5. Проявлять такт и терпение.
По подобному сценарию идет представление других групп.
Вернемся к фразе героя кинофильма «Доживем до понедельника», который сказал: «Счастье - это когда тебя понимают...» И это не праздные слова. К сожалению, именно в юношеские годы человек чувствует себя изгоем, ощущает свое одиночество. Почему это происходит? Попробуем разобраться в этих вопросах.
- Какие проблемы в общении вы испытываете?
- Как вы думаете, почему это происходит?
- Нуждаетесь ли вы в общении?
После обмена мнениями мы пришли к следующим выводам: 1. Интерактивное общение со сверстниками важно для юношества, так как: • это важный канал информации;
• вырабатываются навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права;
• соотносятся личные интересы с общественными;
• это специфический вид эмоционального контакта, которое дает подростку важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
2. Общение в этом возрасте строится на основе переплетения двух противоречивых потребностей:
• обособления;
• включения в какую-либо группу или общность.
3. Усиливается потребность к автономии, неприкосновенности личного пространства.
4. Усиливается чувство непонятое™, неприкаянности, отсюда огромная потребность в общении со своими сверстниками.
5. Желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои»).
6. Самая распространенная коммуникативная трудность подростков - застенчивость. Отсюда - преувеличение своей уникальности, расчет на аудиторию слушателей.
7. Вынужденный поддерживать «миф» о себе, подросток сбивается с пути, проявляет ложь или немотивированную жестокость.
Ученые выделяют три наиболее распространенные формы общения подростков. ВЫ ИХвсе очень хорошо знаете. Охарактеризуйте и проанализируйте формы:
• «я и ты»;
• «я и случайные они»;
• «я и общество».
Как вы думаете, в какой из форм общения молодежь не может
проявить себя в полной мере? Почему? Какую программу вы бы предложили правительству для решения данной проблемы? Разбейтесь на группы и составьте мини-проекты по решению трудностей в процессе общения молодежи на современном этапе развития общества.