Две стороны взаимодействия

Уроки 82-84. Общение как взаимодействие

Итог

Домашнее заданиеВыучите § 31, выполните задания.

 

Антуан де Сент Экзюпери говорил, что на земле существует самая большая роскошь - роскошь общения с людьми. И если глубоко задуматься над этими словами, то они окажутся справедливыми. Достаточно вспомнить о печальной судьбе Робинзона Крузо, который, оказавшись на острове в полном одиночестве, сумел выжить и обеспечить себе сносное существование, но ему очень не хватало духовного общения. Может быть, поэтому Дефо «подарил» ему Пятницу?

- Как же общается человек с себе подобными?

Общение - это не только обмен информацией, знаниями, но и организация совместных действий, в ходе которых и возникают межличностные отношения. Мыслители по-разному объясняют суть этого общения. Одни, сторонники теории обмена (автор теории Дж. Хоманс) полагают, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. Яркий пример подобного понимания содержится в притче. Послушайте и прокомментируйте ее.

Благодарить должен дающий

Когда Учитель был настоятелем монастыря, ему понадобилось новое учебное здание. Один купец решил пожертвовать на постройку нового учебного здания 500 золотых монет и принес их Учителю.

- Хорошо, я возьму их, - сказал Учитель. Подав Учителю мешок с золотом, купец остался недоволен его безразличным отношением. На три золотые монеты целый год можно прожить, а тут не благодарят за пятьсот.

- В мешке 500 монет, - намекнул он.

- Ты уже говорил это, - ответил Учитель.

- Но ведь даже для такого богатого купца, как я, это огромная сумма, - сказал купец.

- Ты хочешь, чтобы я за них благодарил тебя? - спросил Учитель.

- Вы должны сделать это, - ответил купец.

- Почему же? - сказал Учитель. - Благодарить должен дающий!

Сторонники второго направления, представители теории символического интеракционизма (автор теории Дж. Мид) рассматривают поведение людей по отношению друг к другу и к предметам в зависимости от значений, которые им придают люди. Особенно их интересует период юношеского общения.

Исследуем эти подходы.

Итак, общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция, т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым он работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось. Следовательно, процесс взаимодействия включает два компонента:

• внешний компонент - регламентированный порядок действий в каждой конкретной ситуации, т. е. этикет общения;

• внутренний компонент - относится к психологической стороне взаимодействия, в ходе которого люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия.

Примеры подобных потребностей:

• потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса;

• потребность в поддержании хороших отношений.

Если мы хотим наглядно представить себе процесс интеракции, то попробуем отобразить его в виде схемы: