Брызгунова Е. А. Русская речь девяностых годов ХХ века // Русская словесность. 1994. №3
Золотова Г.А У языка, как у людей, - свои проблемы // Русская речь. 2001. №4
Кривенко Б.В. Так говорят на телевидении // Русская речь. 1995. №1
1)Человек на экране не только несет информацию, но и демонстрирует нормы литературного языка.
2) Из-за смешения социальных ролей и типологических сдвигов произошло снижение уровня речевой культуры на ТВ.
3) Наиболее многочисленны акцентологические ошибки; также распространены лексико-грамматические ошибки (склонение числительных, сочетаемость собирательных числительных ,плеоназмы образование степеней прилагательных и наречий, употребление , нарушение сочетаемости предлога согласно с существительными.
1) Языковой вкус времени больше всего проявляется в речевой деятельности говорящего или пишущего. Она индивидуальна, но все же зависит об общества и культурного уровня говорящей личности.
2)Многие проявления в языке мотивируются моралью и социальной психологией: общественные отношения; отношение к делу; культура мышления; отношение к «моде».
1) К началу 90-х в передачах ,деловой и разговорной речи стали выделяться «аканье» и «иканье». В публицистической речи появилась установка на разговорность.
2) В речи дикторов нарушена чёткость (ускоренная речь, причмокивание, присасывание и т.д.)
3) В речи отмечается усиление роли авторских словоупотреблений (манипула), использование иностранных слов в обобщеннооценочном значении (спикерщина) ,ориентация на рыночные отношеия у детей (Папа делает большую денежку), игра на звуковых ассоциациях (ваучерная Москва).
О культуре русской речи (Бемеда академика В.В. Виноградова)// Русистика сегодня.1994.№3
Можно распределить трудности и неправильности, широко распространенные в современной русской речи, по нескольким группам или категориям. Самая сложная и разнообразная по составу - это группа небрежностей и "неправильностей" в речи, вызванная недостаточным знанием стилистических своеобразий или смысловых оттенков разных выражений и конструкций, а также правил сочетания слов.; обороты областного или грубого просторечия в сфере литературного выражения; широкое и усиленное употребление своеобразных вульгарных, а иногда и подчеркнуто-манерных жаргонизмов; чрезмерное разрастание у нас употребления шаблонной, канцелярской речи, ее штампованных формул и конструкций; колебания в ударении, а часто - просто нелитературные ударения в отдельных словах как разговорного, так и книжного происхождения, и в их формах . Но вопросы стилистики художественной литературы не могут быть разрешены в общем плане культуры речи. Они нуждаются в освещении истории и теории литературно-художественной речи