Слабоумие.

Классифиция

Патология восприятия

Патология ощущения

Парестезии – ложные ощущения, выражающиеся чувством покалывания, пробегания мурашек по телу и тд.

Синестезии – сосуществование 2-х ощущений, из которых одно отвечает реальному событию, а второе ему сопутствует («цветной звук», звук окрашивается в цвет и тд.).

Синестопатии – причудливые, без определенной локализации тягостные ощущения, лишенные предметности и воспринимаемые внутри головы или внутри собственного тела.

Критерий Парестезии Синестопатии
Границы Четкие, ограниченные иннервацией того или иного нервного окончания. Аморфные, расплывчатые. Свойственен летучий характер ощущений.
Локализация Поверхностные участки тела Глубокие участки тела
Характер ощущений Простые, понятные, легкоописуемые. Необычные, вычурные, странные, труднообъяснимые.
Локализация возникновения Периферический характер. Связаны с нарушением трофики или кровообращения участка тела. Центральный характер. Кора ГМ.

I.Агнозии – нарушение узнавания (слуховая, тактильная).

II.Иллюзии – искаженное восприятие реального мира.

· Физические – все законы оптики.

· Физиологические (большая частота кадров воспринимается как движение).

· Психические (покойник-родственник моргает, делает вздохи)

· Патологические (причина: интоксикации, астения)

 

ü Вербальные – восприятие в посторонних разговорах угроз, других реплик в свой адрес.

ü Невербальные

 

· Интерпретативные (иллюзии объяснения) – связаны с недостатком информации.

· Аффектогенные (в их возникновении большое значение приобретает аффект страха, тревоги, ожидания, определяющий содержание иллюзорного восприятия)

· Парейдолические – более сложный вид иллюзорного восприятия, в возникновении которого определенное значение имеет усиленное воображение.

 

ü Иллюзии просыпания

ü Иллюзии засыпания

 

III.Галлюцинации – восприятие нереального объекта или явления.

По органам чувств:

  • Слуховые (возникают чаще всего)
  • Зрительные (говорят о тяжести, ургентности состояния)
  • Тактильные (ургентное состояние, отравление солями тяжелых металлов)
  • Вкусовые (ургентное состояние, отравление солями тяжелых металлов)
  • Обонятельные (свидетельствуют об эндогенном заболевании)

По количеству анализаторов:

Элементарные (простейшие)

По локализации

Ложные галлюцинации Истинные галлюцинации
Образы менее четкие Образы четкие, ясные
Субъективное переживание нереальности галлюцинаторных образов Субъективная уверенность в реальном существовании образов
Проекция образов внутрь человека Проекция образов всегда во вне

По механизму возникновения:

  • Рефлекторные
  • Психогенные
  • Аффектогенные
  • Гипногенные
  • Доминантные

По содержанию (информативности)

  • Вербальные - слуховые галлюцинации с присутствием разборчивых слов.

ü Императивные галлюцинации – слуховые галлюцинации с присутствием разборчивых слов приказного характера.

ü Антагонистические галлюцинации – слуховые галлюцинации с присутствием разборчивых слов противоречивого характера.

ü Комментирующие (каждое действие комментируется)

ü Угрожающие (с информацией угрожающего содержания)

  • Невербальные

По искажению зрительного образа

ü Микроппсия

ü Макропсия

ü Полипсия

ü Зоопсия

ü Аутоскопические - галлюцинации с образом самого себя

ü Экстракампинные галлюцинацииобразы располагаются вне поля зрения.

ü Аделоморфныерасплывчатые, нечеткие.

Галлюцинации общего чувства:

· Энтероцептивные (висцеральные, ощущение инородных тел в органах)

· Моторные: кинестетические (ощущение сокращения мышц) и речедвигательные (ощущение движения языка)

· Вестибулярные (чувство взвешенности, полетов)

IV.Нарушения сенсорного синтеза:

1) Дереализация – нарушенное восприятие окружающей реальности.

· Распространяется на все предметы пространства

· Распространяется на некоторые предметы пространства

· Распространяется на пространство

2) Деперсонализация – нарушенное восприятие собственной личности.

· Соматическая (нарушение схемы тела)

· Психическая (раздвоение личности)

Интеллект

Интеллект (ум) – совокупность способностей, определяющих уменение адаптироваться к изменяющейся окружающей среде.

3 составляющих:

1. Способность к приобретению знаний (врожденная)

2. Сумма знаний и опыта

3. Творческое использование

Задатки интеллекта– особенности строения структур мозга (материальный субстрат способностей)

Склонность – тенденция заниматься профессионально той или иной деятельностью.

IQ – условные единицы, которыми измеряется интеллект

Тесты: Векслера, Стенфорда Бене, Айзенка, прогрессивные матрицы Равена.

IQ = (ментальный возраст/паспортный возраст) * 100%

В идеале =100

>100 – одаренные, таланты, гении

<80 - слабоумие

1.Врожденное (олигофрения) – недоразвитие интеллекта.

a) наследственная – изменение хромосом

b) внутриутробное воздействие на ЦНС плода

c) патология в родах или заболевания ребенка до 3-х лет, ведущие к задержке его развития(период закладки интеллекта).

· По степени тяжести:

a) дебильность(IQ до 70)

b) имбицильность (IQ до 50)

c) идиотия (IQ до 30)

2.Приобретенное (деменция) – постепенное оскуднение умственной деятельности.

· По распространенности:

a) лакунарная – выпадение отдельных способностей. Ядро личности, характер не затронуты. При церебральном атеросклерозе, сифилисе ГМ.

b) глобарная – глубокие изменения личности с прогрессирующим снижением всех сторон психической жизнедеятельности, утратой самокритики. При прогрессивном параличе, атрофических процессах в ГМ, старческом слабоумии.

· По этиологии:

a) Органическая – в результате органического поражения ГМ инфекционного, токсического, травматического и др.генеза. Клиника зависит от возраста дебюта заболевания. Дошкольники: распад имевшихся навыков, апатия, двигательная заторможенность, бесцельное возбуждение. У школьников: нарушение трудоспособности, критики, внимания, память.

b) Эпилептическая – сужение круга интересов, инертность мышления, раздражительность, агрессия.

c) Шизофреническая (апатическая) – резкое снижение психической активности, эмоциональная опустошенность, обеднение моторики, распад речи.