Слабоумие.
Классифиция
Патология восприятия
Патология ощущения
Парестезии – ложные ощущения, выражающиеся чувством покалывания, пробегания мурашек по телу и тд.
Синестезии – сосуществование 2-х ощущений, из которых одно отвечает реальному событию, а второе ему сопутствует («цветной звук», звук окрашивается в цвет и тд.).
Синестопатии – причудливые, без определенной локализации тягостные ощущения, лишенные предметности и воспринимаемые внутри головы или внутри собственного тела.
Критерий | Парестезии | Синестопатии |
Границы | Четкие, ограниченные иннервацией того или иного нервного окончания. | Аморфные, расплывчатые. Свойственен летучий характер ощущений. |
Локализация | Поверхностные участки тела | Глубокие участки тела |
Характер ощущений | Простые, понятные, легкоописуемые. | Необычные, вычурные, странные, труднообъяснимые. |
Локализация возникновения | Периферический характер. Связаны с нарушением трофики или кровообращения участка тела. | Центральный характер. Кора ГМ. |
I.Агнозии – нарушение узнавания (слуховая, тактильная).
II.Иллюзии – искаженное восприятие реального мира.
· Физические – все законы оптики.
· Физиологические (большая частота кадров воспринимается как движение).
· Психические (покойник-родственник моргает, делает вздохи)
· Патологические (причина: интоксикации, астения)
ü Вербальные – восприятие в посторонних разговорах угроз, других реплик в свой адрес.
ü Невербальные
· Интерпретативные (иллюзии объяснения) – связаны с недостатком информации.
· Аффектогенные (в их возникновении большое значение приобретает аффект страха, тревоги, ожидания, определяющий содержание иллюзорного восприятия)
· Парейдолические – более сложный вид иллюзорного восприятия, в возникновении которого определенное значение имеет усиленное воображение.
ü Иллюзии просыпания
ü Иллюзии засыпания
III.Галлюцинации – восприятие нереального объекта или явления.
По органам чувств:
- Слуховые (возникают чаще всего)
- Зрительные (говорят о тяжести, ургентности состояния)
- Тактильные (ургентное состояние, отравление солями тяжелых металлов)
- Вкусовые (ургентное состояние, отравление солями тяжелых металлов)
- Обонятельные (свидетельствуют об эндогенном заболевании)
По количеству анализаторов:
Элементарные (простейшие)
По локализации
Ложные галлюцинации | Истинные галлюцинации |
Образы менее четкие | Образы четкие, ясные |
Субъективное переживание нереальности галлюцинаторных образов | Субъективная уверенность в реальном существовании образов |
Проекция образов внутрь человека | Проекция образов всегда во вне |
По механизму возникновения:
- Рефлекторные
- Психогенные
- Аффектогенные
- Гипногенные
- Доминантные
По содержанию (информативности)
- Вербальные - слуховые галлюцинации с присутствием разборчивых слов.
ü Императивные галлюцинации – слуховые галлюцинации с присутствием разборчивых слов приказного характера.
ü Антагонистические галлюцинации – слуховые галлюцинации с присутствием разборчивых слов противоречивого характера.
ü Комментирующие (каждое действие комментируется)
ü Угрожающие (с информацией угрожающего содержания)
- Невербальные
По искажению зрительного образа
ü Микроппсия
ü Макропсия
ü Полипсия
ü Зоопсия
ü Аутоскопические - галлюцинации с образом самого себя
ü Экстракампинные галлюцинации – образы располагаются вне поля зрения.
ü Аделоморфные – расплывчатые, нечеткие.
Галлюцинации общего чувства:
· Энтероцептивные (висцеральные, ощущение инородных тел в органах)
· Моторные: кинестетические (ощущение сокращения мышц) и речедвигательные (ощущение движения языка)
· Вестибулярные (чувство взвешенности, полетов)
IV.Нарушения сенсорного синтеза:
1) Дереализация – нарушенное восприятие окружающей реальности.
· Распространяется на все предметы пространства
· Распространяется на некоторые предметы пространства
· Распространяется на пространство
2) Деперсонализация – нарушенное восприятие собственной личности.
· Соматическая (нарушение схемы тела)
· Психическая (раздвоение личности)
Интеллект
Интеллект (ум) – совокупность способностей, определяющих уменение адаптироваться к изменяющейся окружающей среде.
3 составляющих:
1. Способность к приобретению знаний (врожденная)
2. Сумма знаний и опыта
3. Творческое использование
Задатки интеллекта– особенности строения структур мозга (материальный субстрат способностей)
Склонность – тенденция заниматься профессионально той или иной деятельностью.
IQ – условные единицы, которыми измеряется интеллект
Тесты: Векслера, Стенфорда Бене, Айзенка, прогрессивные матрицы Равена.
IQ = (ментальный возраст/паспортный возраст) * 100%
В идеале =100
>100 – одаренные, таланты, гении
<80 - слабоумие
1.Врожденное (олигофрения) – недоразвитие интеллекта.
a) наследственная – изменение хромосом
b) внутриутробное воздействие на ЦНС плода
c) патология в родах или заболевания ребенка до 3-х лет, ведущие к задержке его развития(период закладки интеллекта).
· По степени тяжести:
a) дебильность(IQ до 70)
b) имбицильность (IQ до 50)
c) идиотия (IQ до 30)
2.Приобретенное (деменция) – постепенное оскуднение умственной деятельности.
· По распространенности:
a) лакунарная – выпадение отдельных способностей. Ядро личности, характер не затронуты. При церебральном атеросклерозе, сифилисе ГМ.
b) глобарная – глубокие изменения личности с прогрессирующим снижением всех сторон психической жизнедеятельности, утратой самокритики. При прогрессивном параличе, атрофических процессах в ГМ, старческом слабоумии.
· По этиологии:
a) Органическая – в результате органического поражения ГМ инфекционного, токсического, травматического и др.генеза. Клиника зависит от возраста дебюта заболевания. Дошкольники: распад имевшихся навыков, апатия, двигательная заторможенность, бесцельное возбуждение. У школьников: нарушение трудоспособности, критики, внимания, память.
b) Эпилептическая – сужение круга интересов, инертность мышления, раздражительность, агрессия.
c) Шизофреническая (апатическая) – резкое снижение психической активности, эмоциональная опустошенность, обеднение моторики, распад речи.