Темы для докладов и рефератов
11. Эволюция и преемственность воспитательного идеала: десять библейских заповедей, тринадцать добродетелей Б. Франклина, моральный кодекс строителя коммунизма и девять заповедей человечности Д.С. Лихачева.
12. Стили педагогического общения и их роль в воспитательной работе.
13. Идея ограничения поведения и гуманная сущность воспитательного процесса.
14. Методологические концепции, лежащие в основе воспитания и их практическая реализация.
15. Анализ основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, подготовленной А. Я. Данилюком, А. М. Кондаковым и В. А. Тишковым в 2008 году.
16. Проблема отцов и детей и ее отражение в семейном воспитании.
17. Метод педагогических ситуаций: достоинства и сложности реализации.
18. Понятие воспитательной технологии, признаки и виды технологий.
19. Роль психологических исследований в организации воспитательной работы.
20. Модели: свободного (естественного) воспитания и авторитарного – положительные моменты и сложности.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте сущность процесса воспитания. Каковы основные задачи воспитания? В чем заключается сложность их воплощения?
2. Какой документ закладывает содержательную основу воспитания в современной школе? Назовите базовые национальные ценности на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации?
3. Выделите основные закономерности воспитательного процесса. Проследите дедуктивную цепочку: закономерность, принцип, правило воспитания. Назовите основные принципы воспитания.
4. Дайте понятие самовоспитания и обоснуйте актуальность этого процесса в развитии личности. Охарактеризуйте основные моменты в реализации программы самовоспитания.
5. В чем состоит проблема перевоспитания и как оно может быть реализовано? Какие ученые рассматривали эту проблему в своих работах?
6. Приведите классификацию методов воспитания. Обозначьте проблемы выбора метода воспитательного воздействия. Выделите факторы, влияющие на выбор метода.
7. Обозначьте в чем сложность применения метода наказания в воспитании? Какие требования современная педагогика предъявляет к применению наказаний и поощрений?
8. Назовите известные вам классификации форм воспитательной работы. Чем определяется выбор формы воспитания?
9. Охарактеризуйте понятие средства воспитания. Приведите примеры.
10. Охарактеризуйте специфику воспитательной деятельности классного руководителя.