Темы для докладов и рефератов

11. Эволюция и преемственность воспитательного идеала: десять библейских заповедей, тринадцать добродетелей Б. Франклина, моральный кодекс строителя коммунизма и девять заповедей человечности Д.С. Лихачева.

12. Стили педагогического общения и их роль в воспитательной работе.

13. Идея ограничения поведения и гуманная сущность воспитательного процесса.

14. Методологические концепции, лежащие в основе воспитания и их практическая реализация.

15. Анализ основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, подготовленной А. Я. Данилюком, А. М. Кондаковым и В. А. Тишковым в 2008 году.

16. Проблема отцов и детей и ее отражение в семейном воспитании.

17. Метод педагогических ситуаций: достоинства и сложности реализации.

18. Понятие воспитательной технологии, признаки и виды технологий.

19. Роль психологических исследований в организации воспитательной работы.

20. Модели: свободного (естественного) воспитания и авторитарного – положительные моменты и сложности.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте сущность процесса воспитания. Каковы основные задачи воспитания? В чем заключается сложность их воплощения?

2. Какой документ закладывает содержательную основу воспитания в современной школе? Назовите базовые национальные ценности на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации?

3. Выделите основные закономерности воспитательного процесса. Проследите дедуктивную цепочку: закономерность, принцип, правило воспитания. Назовите основные принципы воспитания.

4. Дайте понятие самовоспитания и обоснуйте актуальность этого процесса в развитии личности. Охарактеризуйте основные моменты в реализации программы самовоспитания.

5. В чем состоит проблема перевоспитания и как оно может быть реализовано? Какие ученые рассматривали эту проблему в своих работах?

6. Приведите классификацию методов воспитания. Обозначьте проблемы выбора метода воспитательного воздействия. Выделите факторы, влияющие на выбор метода.

7. Обозначьте в чем сложность применения метода наказания в воспитании? Какие требования современная педагогика предъявляет к применению наказаний и поощрений?

8. Назовите известные вам классификации форм воспитательной работы. Чем определяется выбор формы воспитания?

9. Охарактеризуйте понятие средства воспитания. Приведите примеры.

10. Охарактеризуйте специфику воспитательной деятельности классного руководителя.