Ход работы
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОДЫ В СОБСТВЕННОМ ОРГАНИЗМЕ
Цель: исследовать зависимость содержания воды в организме человека от возрастных изменений
Оборудование: напольные весы
Прочитайте текст
В растениях содержится до 90% воды.
Человек примерно на 65% состоит из воды. С возрастом, содержание воды в организме уменьшается. Эмбрион состоит из воды на 97% , подростки – 70%, у взрослого человека – около 60% воды, у людей пожилого возраста – 50% воды. В среднем в организме взрослого человека с массой тела 70 кг содержится 42 л воды.
В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса. Оно заключается в том, что количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен включает процессы всасывания воды, которая поступает в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределения ее в организме, выделения через почки, мочевыводящие пути, легкие, кожу и кишечник. Вода также образуется в организме вследствие окисления жиров, углеводов и белков, принятых с пищей. Такую воду называют метаболической.
При окислении 100 гр. жиров образуется 107 гр. воды, а при окислении 100 гр. углеводов - 55, 5 гр. воды.
Общий объем воды, потребляемый человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Благодаря водному балансу столько же воды выводится из организма. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60% воды. При потере организмом человека 6-8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, начинается головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. Различные ткани организма содержат различное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза, содержащее 99% воды, самая бедная - эмаль зуба, в ней воды всего лишь 0,2 %. Кровь – 92%, почки – до 82%, печень – до 69%, мышцы – 75%, жировые ткани – 25%, кости – до 28%. Много воды содержитсяв веществе мозга – до 85%.
1. С помощью напольных весов определите свой вес.
2. Определите массовую долю воды в собственном организме, учитывая, что в организме подростков в среднем содержится 70% воды от массы тела. Для определения составьте пропорцию. Например, масса вашего тела 55 кг – это 100%, тогда х литров воды – это 70%.
Х = ---------------------= 35
Соответственно, в вашем организме содержится 35 литров воды
3. Подобным образом определите содержание воды в организме ваших родителей, бабушек и дедушек.
4. Сделайте вывод в тетради о роли воды в живых организмах, и в организме человека.
Задания
1. Заполните таблицу в тетради «Основные свойства живого»
Свойство | В чем выражается |
Обмен веществ и энергии | |
Изменчивость | |
Раздражимость | |
Наследственность |
2. Наука, изучающая популяционно-видовой уровень организации живого, - это:
А) гистология; В) систематика;
Б) биология развития; Г) энзимология.
3. Напишите название метода исследования по его описанию, используя слова-подсказки:
А) исследования явлений природы, связанные с активным влиянием на них путем проведения опытов в контролируемых условиях - ________________________________________;
Б) изучение какого-либо процесса или явления путем воспроизведения его самого или его существенных свойств в виде модели - _____________________________________;
В) установление закономерностей появления и развития биологических систем, становление их структуры и функции в процессе развития - ________________________________;
Г) изучение подобия и отличий живых систем путем сравнения - ___________________________________.
Слова-подсказки: описательный, сравнительный, исторический, моделирование, экспериментальный.
4. Приведите примеры:
А) живых объектов, которым не свойственны отдельные свойства живого ______________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Б) неживые объекты, которым свойственны отдельные свойства живого ______________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
О чем свидетельствуют, по вашему мнению, приведенные примеры?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
5. Подпишите приведенные формулы веществ соответствующими цифрами.
1 – вода 5 – кухонная соль
2 – углекислый газ 6 – кальций фосфат
3 – кислород 7 - глюкоза
4 – известь
______СО2, _______ Н2О, ________ О2,
_______ С6Н12О6, ________NaCl,
_________ СаСО3, __________ Са3(РО4)2
6. Определите соответствие между элементами и их биологическим значением:
1) Хлор Cl- а) компонент желудочного сока в виде
соляной кислоты, активирует ферменты;
б) входит в состав эмали зубов, при
недостатке развивается кариес, при излишке
– флюороз;
2) Фтор F- в) обеспечивает проведение нервных
импульсов, поддерживает осмотическое
давление в клетке, стимулирует синтез
гормонов;
3) Железо Fe+3 г) у растений входит в состав оболочек клеток,
у животных – в состав костей и зубов,
активирует свертывание крови;
4) Кальций Са+2 д) входит в состав гемоглобина, миоглобина,
хрусталика и роговицы глаза, принимает
участие в синтезе хлорофилла, обеспечи-
вает транспорт кислорода к тканям и
органам
7. Выберите все правильные ответы.
1. Микроэлементом является:
А) кобальт; Б) калий; В) хлор; Г) бром
2. Макроэлементом является:
А) кобальт; Б) калий; В) цинк; Г) йод
3. Органогенным элементом является:
А) натрий; Б) карбон; В) калий; Г) бром
8. Определите соответствие между ионами и их биологическими функциями:
1) угольная кислота а) создают фосфатную
и ее анионы буферную систему, которая
поддерживает рН внутри-
клеточной среды организма
на уровне 6,9
2) ионы кальция б) активаторы многих
и магния ферментов
в) принимают участие в
процессах свертывания крови,
фотосинтеза, катализируют
внутриклеточные процессы
3) ионы меди г) компоненты желудочного сока
в виде соляной кислоты активи-
руют ферменты
4) анионы д) формируют бикарбонатную
фосфатной кислоты буферную систему, которая
поддерживает рН внеклеточной
среды (плазма крови) на уровне 7,4