Ход работы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОДЫ В СОБСТВЕННОМ ОРГАНИЗМЕ

Цель: исследовать зависимость содержания воды в организме человека от возрастных изменений

Оборудование: напольные весы

Прочитайте текст

В растениях содержится до 90% воды.

Человек примерно на 65% состоит из воды. С возрастом, содержание воды в организме уменьшается. Эмбрион состоит из воды на 97% , подростки – 70%, у взрослого человека – около 60% воды, у людей пожилого возраста – 50% воды. В среднем в организме взрослого человека с массой тела 70 кг содержится 42 л воды.

В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса. Оно заключается в том, что количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен включает процессы всасывания воды, которая поступает в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределения ее в организме, выделения через почки, мочевыводящие пути, легкие, кожу и кишечник. Вода также образуется в организме вследствие окисления жиров, углеводов и белков, принятых с пищей. Такую воду называют метаболической.

При окислении 100 гр. жиров образуется 107 гр. воды, а при окислении 100 гр. углеводов - 55, 5 гр. воды.

Общий объем воды, потребляемый человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Благодаря водному балансу столько же воды выводится из организма. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60% воды. При потере организмом человека 6-8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, начинается головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. Различные ткани организма содержат различное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза, содержащее 99% воды, самая бедная - эмаль зуба, в ней воды всего лишь 0,2 %. Кровь – 92%, почки – до 82%, печень – до 69%, мышцы – 75%, жировые ткани – 25%, кости – до 28%. Много воды содержитсяв веществе мозга – до 85%.

1. С помощью напольных весов определите свой вес.

2. Определите массовую долю воды в собственном организме, учитывая, что в организме подростков в среднем содержится 70% воды от массы тела. Для определения составьте пропорцию. Например, масса вашего тела 55 кг – это 100%, тогда х литров воды – это 70%.

 

Х = ---------------------= 35

 

Соответственно, в вашем организме содержится 35 литров воды

3. Подобным образом определите содержание воды в организме ваших родителей, бабушек и дедушек.

4. Сделайте вывод в тетради о роли воды в живых организмах, и в организме человека.

 

Задания

1. Заполните таблицу в тетради «Основные свойства живого»

 

Свойство В чем выражается
Обмен веществ и энергии  
Изменчивость  
Раздражимость  
Наследственность  

 

2. Наука, изучающая популяционно-видовой уровень организации живого, - это:

А) гистология; В) систематика;

Б) биология развития; Г) энзимология.

 

3. Напишите название метода исследования по его описанию, используя слова-подсказки:

А) исследования явлений природы, связанные с активным влиянием на них путем проведения опытов в контролируемых условиях - ________________________________________;

Б) изучение какого-либо процесса или явления путем воспроизведения его самого или его существенных свойств в виде модели - _____________________________________;

В) установление закономерностей появления и развития биологических систем, становление их структуры и функции в процессе развития - ________________________________;

Г) изучение подобия и отличий живых систем путем сравнения - ___________________________________.

Слова-подсказки: описательный, сравнительный, исторический, моделирование, экспериментальный.

4. Приведите примеры:

А) живых объектов, которым не свойственны отдельные свойства живого ______________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Б) неживые объекты, которым свойственны отдельные свойства живого ______________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

О чем свидетельствуют, по вашему мнению, приведенные примеры?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________

 

5. Подпишите приведенные формулы веществ соответствующими цифрами.

1 – вода 5 – кухонная соль

2 – углекислый газ 6 – кальций фосфат

3 – кислород 7 - глюкоза

4 – известь

 

______СО2, _______ Н2О, ________ О2,

_______ С6Н12О6, ________NaCl,

_________ СаСО3, __________ Са3(РО4)2

 

6. Определите соответствие между элементами и их биологическим значением:

1) Хлор Cl- а) компонент желудочного сока в виде

соляной кислоты, активирует ферменты;

б) входит в состав эмали зубов, при

недостатке развивается кариес, при излишке

– флюороз;

2) Фтор F- в) обеспечивает проведение нервных

импульсов, поддерживает осмотическое

давление в клетке, стимулирует синтез

гормонов;

3) Железо Fe+3 г) у растений входит в состав оболочек клеток,

у животных – в состав костей и зубов,

активирует свертывание крови;

4) Кальций Са+2 д) входит в состав гемоглобина, миоглобина,

хрусталика и роговицы глаза, принимает

участие в синтезе хлорофилла, обеспечи-

вает транспорт кислорода к тканям и

органам

 

7. Выберите все правильные ответы.

1. Микроэлементом является:

А) кобальт; Б) калий; В) хлор; Г) бром

2. Макроэлементом является:

А) кобальт; Б) калий; В) цинк; Г) йод

3. Органогенным элементом является:

А) натрий; Б) карбон; В) калий; Г) бром

 

8. Определите соответствие между ионами и их биологическими функциями:

1) угольная кислота а) создают фосфатную

и ее анионы буферную систему, которая

поддерживает рН внутри-

клеточной среды организма

на уровне 6,9

2) ионы кальция б) активаторы многих

и магния ферментов

в) принимают участие в

процессах свертывания крови,

фотосинтеза, катализируют

внутриклеточные процессы

3) ионы меди г) компоненты желудочного сока

в виде соляной кислоты активи-

руют ферменты

4) анионы д) формируют бикарбонатную

фосфатной кислоты буферную систему, которая

поддерживает рН внеклеточной

среды (плазма крови) на уровне 7,4