Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
Системное строение общества.
Уроки 25-26. Общество как развивающаяся система
Ладыженская Т.А.
Класс
Русский язык
Конспекты уроков
Представьте себе, что вы приехали в неизвестную вам страну и хотите побольше узнать о ней. Вам интересно познакомиться прежде всего с жизнью общества. Но общество - довольно сложное понятие.
- С чего следует начать? На что обратить внимание? В этом вам помогут наши уроки.
Особенность нашего исследования состоит в том, что мы выясняем черты не какого-то конкретного общества, а общества в целом, общества с философской точки зрения. Поэтому нам необходимо выработать особый подход к рассмотрению данного вопроса. Поскольку понятие «система» в современной науке и философии является ключевым, мы и будем использовать системный подход. При этом мы будем рассматривать общество в целом и отдельные его стороны как совокупность взаимосвязанных элементов.
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность». Общество как система является целостностью, состоящей из множества элементов, определенным образом связанных друг с другом и выполняющих свою функцию в работе системы.
Свойства системного целого: 1) оно имеет части; 2) эти части имеют значение только в рамках целого; 3), все компоненты связаны определенным способом; 4) целое больше, чем сумма его частей; 5) открытость этих систем.
Естественным условием существования общества выступает природная среда. В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими средства труда. Общество, не способное к производству материальных благ не может существовать.
К элементам общества относят: люди и связывающие их общественные отношения; вещи и знаки; социальные институты (семья, государство, школа и др.); сферы жизни общества.
Социальный институт – устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил, стандартов поведения.
Вопросы и задания: 1. Назовите важнейшие элементы общества.
2. Дайте характеристику одному из компонентов общества -социальному институту.
3. Докажите, что семья является социальным институтом общества. Выделите основные критерии, по которым можно определить принадлежность к социальному институту.
Классификации сфер общественной жизни как подсистем общества:
1) материальная (экономику и производство) и духовная (наука и культура).
2) экономическая, духовная, социальная, политическая.
Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь – взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование. (Заводы, фирмы, биржи, банки и др.)
Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп. (Системы здравоохранения, соц. обеспечения, коммунальные службы и др.)
Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики – осуществлять руководство и управление. (Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.)
Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития. (Школы, вузы, театры, библиотеки, архивы и др.)
Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.
Приоритет экономики, производственных отношений в общественном развитии – К. Маркс.
Экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе – М. Вебер.
Вопросы и задания: 1. Есть ли единство у исследователей относительно того, какие сферы общественной жизни следует выделить? 2. Дайте им характеристику.