Тема. Морфология.

Урок 164

Цели: закрепить знания учеников по морфологии; проверить навыки различения слов разных частей речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, элементы сопоставительного анализа, работа с таблицей, задания по морфологии частей речи, орфоэпическая работа, выразительное чтение, выполнение упражнений.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте

синтаксический разбор, определите части речи, укажите их

роль в предложениях.

Проникая (в)глубь ткани ц...лебнаямазь пр...красно сн...мает боль во(с, сс)т...навливает и(м, мм)ун...тет.

Комментарий. Обратим внимание на существительное с предлогом в глубь. У него есть зависимое слово: в глубь чего? ткани.

Проникая в глубь ткани, целебная мазь прекрасно снимает боль, восстанавливает иммунитет.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 439: взаимопроверка. ..

В это время четверо учеников выполняют на доске словообразовательный разбор и разбор слов по составу.

Комментарий. Стиль данного текста характеризуют слова высокого стиля: Родины, святым, великий, жертвами, долг, праздник, пал, Победа, одолеть, терпенье, мужество, величайшая стойкость, любовь к Отечеству.

III. Повторение темы «Морфология»

1. Беседа по вопросам § 77.

2. Работа с таблицей (упражнение 440). Таблицы заполняется на доске и в тетрадях.

3. Вопросы по морфологии отдельных частей речи.

- На какие группы делятся имена существительные по значению? (Собственные и нарицательные; одушевленные и неодушевленные.)

- Какого рода слова забияка, неряха, засоня, выскочка, непоседа, плакса! (Это слова общего рода.)

- В чем особенность склонения существительных солярий, композиция, собрание! Просклоняйте их. (Существительные на -ий, -ие, -ия оканчиваются в некоторых падежах на -и: (о) композиции (Р., Д., П. падежи), о солярии, о собрании (П. падеж:).)

- В чем особенность склонения числительного один! (Оно согласуется во всех падежах с существительным, как прилагательное: одного, одному, одним, об одном.)

- Расскажите о спряжениях глагола.

4. Выполнение задания.

1) Образуйте формы множественного числа от существительных: директор, доктор, сторож:, округ, якорь, выбор, торт, фронт, шофёр, редактор, герб.

(Директора, доктора, сторожа, округа, якоря, въ£оры, торты, фронты, шофёры, редакторы, гербы.)

2) Исправьте речевые ошибки в прилагательных:

Можно сделать это более лучше.

Новые шторы гораздо красивее старых.

Самый тяжелейший экзамен еще предстоит.

(Можно сделать это лучше. Можно сделать это более хорошо.

Новые шторы гораздо красивее старых.

Самый тяжелый экзамен еще предстоит.)

3) Просклоняйте числительные (по вариантам; выполняем на

доске и в тетрадях): 735,489.

(И. семьсот тридцать пять; четыреста восемьдесят девять.

Р. семисот тридцати пяти; четырехсот восьмидесяти девяти.

Д. семистам тридцати пяти; четыремстам восьмидесяти девяти.

Т. семьюстами тридцатью пятью; четырьмястами восьмьюдесятью девятью.

П. семистах тридцати пяти; о четырехстах восьмидесяти девяти.)

4) Расставьте ударения в формах глагола.

(Глаголы записаны на доске; ученики по очереди читают и записывают, ставя ударение.)

Брала, взяла, взяло, гнала, занял, заняла, заняло, заняли, подал, подала, подали, понял, поняла, плыла, плыли, поднял, подняла, подняло, прибыл, прибыла, прибыли, принял, приняла, приняло, прийняли.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 441: устно.

2. Упражнение 442: самостоятельная работа; морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 443: выразительное чтение, письменное выполнение.

4. Упражнение 444: устный разбор; определение глаголов, причастий и деепричастий как членов предложения.

5. Упражнение 446: устно.

Домашнее задание

1. Упражнение 445 (части упражнения по вариантам).

2. § 78: вопросы на с. 199.