Тема. Годовая контрольная работа и ее анализ.
Урок 163
Тема. Словообразование и орфография
Урок 162
Цели: закрепить знания учеников по морфемике и словообразованию; проверить навыки словообразовательного разбора и разбора слов по составу.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, выполнение упражнений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.
II. Повторение темы «Морфемика и словообразование»
1. Беседа по вопросам § 76.
- Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? (Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.)
2. Самостоятельная работа.
Задание: выполнить словообразовательный разбор и разбор слов по составу.
1-й вариант - первые пять слов объяснительного диктанта; 2-й вариант - вторые пять слов.
Представители каждого из вариантов выполняют разбор одного из слов на доске.
3. Слово учителя.
- Если вас попросят подобрать слова с корнями -дуб- или -xqd-, вы, конечно, легко справитесь с заданием. (Ученики называют примеры.)
- Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями -пт- и -й-. Запишем эти корни на доске.
Подсказка:
Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.
- Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Сло
ва найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомый
корень -й-.
Слова с корнем -пт- ученики найдут сами: птица, птенец, птаха, птичник, птичий.
III. Выполнение упражнений
1. Упражнения 435,436: по вариантам с последующей взаимопроверкой и обсуждением спорных вопросов.
2. Упражнение 437: устно.
3. Упражнение 438: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. Упражнение 439.
- § 77: вопросы на с. 196.
Цель: проверка знаний учеников.
Методические приемы: диктант, работа над ошибками.
Ход уроков
I. Диктант
Из истории астрономии
Жизнь в долине Нила целиком зависела от реки. Предсказание срока нового наступления разлива Нила было чрезвычайно важным. Жрецы, определяя уровень воды в реке, заметили, что начало разлива совпадает с появлением на небе очень яркой звезды - Сириуса. Она появлялась на востоке непосредственно перед восходом Солнца. Оказалось также, что эти два события совпадают с третьим - летним солнцестоянием
Открытие египтян позволяло предсказывать важнейшее в их жизни явление по астрономическому событию. Они считали число дней от одного разлива Нила до другого. С этого началось создание календарей.
Созданный древними египтянами весьма точный календарь свидетельствует, что жрецы имели неплохое представление о движении Солнца и звезд. Они еще в начале второго тысячелетия до нашей эры разделили небесный свод на созвездия и регистрировали все изменения, происходившие на небе. Астрономическим наблюдениям помогали величественные сооружения - древние храмы, пирамиды и даже сфинксы. Например, стороны пирамид в Луксоре оказались ориентированными с запада на восток так, что наблюдатель, смотрящий вдоль стены, видит восход Солнца в дни равноденствий. В эту же сторону смотрит сфинкс - сторож пирамид.
С большим вниманием относились первые астрономы к регистрации как солнечных, так и лунных затмений. Сохранилась даже инструкция для наблюдателя затмения, состоящая из двенадцати пунктов. Благодаря подобной аккуратности греческая наука, многое перенявшая у египтян, получила огромный материал для дальнейшего осмысления и развития.
(209 слов) (По А. Вильвовской)
П. Анализ диктанта, работа над ошибками