Тема. Годовая контрольная работа и ее анализ.

Урок 163

Тема. Словообразование и орфография

Урок 162

Цели: закрепить знания учеников по морфемике и словообразованию; проверить навыки словообразовательного разбора и разбора слов по составу.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.

II. Повторение темы «Морфемика и словообразование»

1. Беседа по вопросам § 76.

- Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? (Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.)

2. Самостоятельная работа.

Задание: выполнить словообразовательный разбор и разбор слов по составу.

1-й вариант - первые пять слов объяснительного диктанта; 2-й вариант - вторые пять слов.

Представители каждого из вариантов выполняют разбор одного из слов на доске.

3. Слово учителя.

- Если вас попросят подобрать слова с корнями -дуб- или -xqd-, вы, конечно, легко справитесь с заданием. (Ученики называют примеры.)

- Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями -пт- и -й-. Запишем эти корни на доске.

Подсказка:

Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.

- Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Сло­

ва найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомый

корень -й-.

Слова с корнем -пт- ученики найдут сами: птица, птенец, птаха, птичник, птичий.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнения 435,436: по вариантам с последующей взаимопроверкой и обсуждением спорных вопросов.

2. Упражнение 437: устно.

3. Упражнение 438: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. Упражнение 439.

  1. § 77: вопросы на с. 196.

Цель: проверка знаний учеников.

Методические приемы: диктант, работа над ошибками.

Ход уроков

I. Диктант

Из истории астрономии

Жизнь в долине Нила целиком зависела от реки. Предсказание срока нового наступления разлива Нила было чрезвычайно важным. Жрецы, определяя уровень воды в реке, заметили, что начало разлива совпадает с появлением на небе очень яркой звезды - Сириуса. Она появлялась на востоке непосредственно перед восходом Солнца. Оказалось также, что эти два события совпадают с третьим - летним солнцестоянием

Открытие египтян позволяло предсказывать важнейшее в их жизни явление по астрономическому событию. Они считали число дней от одного разлива Нила до другого. С этого началось создание календарей.

Созданный древними египтянами весьма точный календарь свидетельствует, что жрецы имели неплохое представление о движении Солнца и звезд. Они еще в начале второго тысячелетия до нашей эры разделили небесный свод на созвездия и регистрировали все изменения, происходившие на небе. Астрономическим наблюдениям помогали величественные сооружения - древние храмы, пирамиды и даже сфинксы. Например, стороны пирамид в Луксоре оказались ориентированными с запада на восток так, что наблюдатель, смотрящий вдоль стены, видит восход Солнца в дни равноденствий. В эту же сторону смотрит сфинкс - сторож пирамид.

С большим вниманием относились первые астрономы к регистрации как солнечных, так и лунных затмений. Сохранилась даже инструкция для наблюдателя затмения, состоящая из двенадцати пунктов. Благодаря подобной аккуратности греческая наука, многое перенявшая у египтян, получила огромный материал для дальнейшего осмысления и развития.

(209 слов) (По А. Вильвовской)

П. Анализ диктанта, работа над ошибками