Урок 157

Тема. Обобщающе-повторительный урок по теме: Междометие».

Урок 156

Цели: закрепить знания учеников о междометии; проверить умение отличать междометия от других частей речи; определять значения междометий.

Методические приемы: составление диалога, конструирование предложений, элементы лингвистического разбора, составление плана.

Ход урока

I. Выполнение заданий

Задание 1. Запишите междометия, выражающие: Удивление - (ба, о, ну, ого) " Восторг - (ах, ай.ура, браво, о) Страх, испуг - (ай, ой, ух, ужас, кошмар) Сожаление - (увы, ах, ох) Недовольство, досаду - (эх, тьфу, у) Побуждения, призыв, запрет - (эй, ау, шабаш, цыц, тсс) Недоумение - (да ну, ну и ну) Замешательство - (гм, э, эге) Облегчение - (уф, ух)

Примечание. Одни и те же междометия могут выражать разные чувства и настроения.

Задание 2. Представьте речевую ситуацию и составьте небольшой диалог с использованием междометий.

1-й вариант - на рыбалке; 2-й вариант - на стадионе.

Задание 3. Составьте и запишите два предложения с производными междометиями.

Задание 4. Запишите предложения, определите, в роли какой .части речи и какого члена предложения выступают междометия.

1) Твои ха-ха-ха здесь совсем не уместны. (Существительное-подлежащее.)

2) Эхо трижды повторило моё ау. (Существительное-дополнение.)

3) Вдруг слышу: вода в озере буль-буль-буль. (Глагол-сказуемое.)

Задание 5. Запишите звукоподражательные слова, которые вы можете использовать, рассказывая о:

1-й вариант - выступлении музыкальной группы; 2-й вариант -фильме-боевике.

Задание 6. Расставьте знаки препинания в предложениях.

1) Ах как нежно светило солнце Ах как синело небо.

2) Ура - закричал наследник так пронзительно что в дальних деревнях отозвались гуси.

3) Разразился общий восторг Браво Браво.

Ответ:

1) Ах, как нежно светило солнце! Ах, как синело небо!

2) «Ура!»-закричал наследник так пронзительно, что в дальних деревнях отозвались гуси.

3) Разразился общий восторг: «Браво! Браво!»

Задание 7. Составьте план морфологического разбора междометия.

II. Занимательная лингвистика

Интересно происхождение междометия Полундра!, которое относится к жаргону моряков и портовых грузчиков. Этот предостерегающий окрик означает «Берегись!» Скорее всего слово произошло от английского словосочетания under- падать вниз. Получается, что слово Полундра! - производное междометие.

Домашнее задание

§ 72: ответить на вопросы.

Тема. Русский язык и разделы науки о нем.

Цели: повторить разделы языкознания, признаки текста, типы текста, особенности стилей речи; закрепить навыки анализа текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, работа с таблицей, элементы лингвистического разбора, выразительное чтение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Запишите предложение под диктовку, сделайте синтаксический разбор, определите части речи.

Вся комната была заставлена и завалена какими-то ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати. (A.M. Горький.)

II. Беседа по вопросам

Опираемся на вопросы § 72, ответы на которые ученики готовили дома.

III. Заполнение таблицы «Разделы науки о языке»

Выполняется по упражнению 422.

IV. Повторение темы «Текст. Стили речи»

- Запишите предложения под диктовку, докажите, что это текст:

Усевшись на камень под ветвистым, тихо шумящим платаном, смотрим на противоположный берег. На черном ночном небе, пересыпанные мигающими от ветра огнями, сияют стены и башни дворца, шпили соборов.

Возвращаясь, делаем небольшой крюк, чтоб вдохнуть аромат ночных средневековых улочек, идем вдоль глухих городских стен, разговаривая шепотом, чтоб не спугнуть тишины и не привлечь внимания ночного сторожа. (В. Некрасов.)

Дополнительные вопросы и задания:

- В каком стиле написан этот текст? (В художественном.)

- Как связаны абзацы в тексте? (Абзацы связаны лексически: ночном - ночных, ночного; тихо - тишины и грамматически: основы первых предложений каждого абзаца состоят только из сказуемых.)

- Каков тип речи текста? (Повествование с описанием.)

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 426: работа с таблицей «Стили речи».

2. Упражнение 423: выразительное чтение, беседа по вопросам, самостоятельное выполнение.

Домашнее задание

1. Упражнение 427.

2. Подобрать материал к сочинению по упражнению 428.