Тема. Междометие как часть речи.
Урок 153
Тема. Р.Р. Устный рассказ по данному тексту.
Урок 152
Цель: развивать навыки монологической речи, навыки написания сочинений по данному сюжету.
Методические приемы: пояснения учителя, элементы анализа текста, составление плана, устные рассказы, написание сочинения.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 400: проверка по цепочке.
2. Упражнение 402: фонетический разбор слова.
II. Подготовка к сочинению
1. Чтение сюжета рассказа (упражнение 402).
2. Пояснения учителя.
Перед нами не начало рассказа, а его сюжет, то есть ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения. Наша задача - наполнить сюжет описаниями, диалогами, характеристиками, авторской оценкой описываемых действий и событий.
3. Определение стиля рассказа.
Скорее всего, рассказ будет написан в художественном стиле, но явно будут присутствовать и признаки публицистического стиля.
4. Беседа по сюжету.
- Какие описания вы введете в сюжет? (Описания ножика, снегиря.)
- Будете ли вы характеризовать мальчиков? (Возможно, будет излишним давать подробные портретные характеристики, характеристику их отношений с товарищами. Основной характеристикой мальчиков являются их действия.)
- В какой части рассказа лучше всего использовать диалог? (Диалог уместен в сцене, в которой ребята предлагают в обмен на ножик разные ценные вещи, а Витя отказывается. Второй небольшой диалог можно вставить в предпоследнюю сцену, в которой Витя отдает Петьке ножик в обмен на снегиря.)
- Кого вы выберете рассказчиком?
- Как вы выразите авторскую оценку описываемым событиям? (Авторская оценка проявляется уже в сюжете. Она видна и в поступках героев, и в их именах (автор явно неодобрительно относится к Петьке). В конце рассказа можно вывести некую мораль, но лучше, если вы закончите рассказ описанием настроения Вити, описанием радостного освобождения снегиря.)
5. Выбор заглавия, определение основной мысли рассказа.
(Варианты: «Обмен», «Подарок», «Цена свободы».
Первый вариант подчеркивает главное событие рассказа, в результате которого снегирь получил свободу. Второй вариант имеет двойной смысл: подарок отца Вите - «замечательный ножик» и подарок Вити снегирю - свобода. Третий вариант называет общий, философский смысл, который раскрывается в основной мысли рассказа: как ни дорога какая-то вещь, свобода бесценна.) III. Написание черновиков сочинения-рассказа
Домашнее задание
Закончить работу над сочинением-рассказом.
Цели: дать понятие о междометии как особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий.
Методические приемы: подготовленный диктант, самопроверка, объяснения учителя, составление плана, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Упражнение 414: запись под диктовку песни В. Высоцкого (можно прослушать песню в записи); самопроверка по тексту, записанному на доске.
П. Изучение темы «Междометие как часть речи»
1. Слово учителя.
Междометие стоит особняком среди других частей речи. Оно не относится ни к самостоятельным, ни к служебным, не является членом предложения. Зато междометия легко «маскируются», принимают на себя роль других частей речи и тогда становятся членами предложений.
Роль междометий - выражение чувств, настроений, побуждений: Ах! Увы! Кошмар! Вон! Бац! и т. д. Выражая, они не называют чувства и настроения.
Понятно, что большое значение в ситуации общения имеет интонация. Одно и то же междометие, например, Ах! может выражать восторг, удивление, страх, восхищение, испуг и т. д.
Попробуем произнести это междометие с разными интонациями.
Если вы заметили, в начале урока мы уже встретили междометие в песне Владимира Семеновича Высоцкого:
Если парень в горах не ах...
Вы заметили, что слово ах не выражает чувство, а «прикидывается» самостоятельной частью речи. Какой же частью речи притворилось междометие?
Попробуем поставить вопрос: парень какой? не ах. Подберем синонимы: парень не смелый, не надежный, не мужественный, а трусливый, неуверенный паникер.
Значит, междометие выступает в значении прилагательного, в роли определения.
Ознакомимся с междометием подробнее.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника .-§ 70, с. 186.
Задание: составить тезисный план параграфа.
3. Обсуждение плана.
Примерный план:
I. Междометия - слова, выражающие чувства, настроения, побуждения.
II. Междометия бывают производные и непроизводные.
III. Междометия не изменяются, не являются членами предложений, могут употребляться в значении других частей речи.
IV. Междометия употребляются в устной речи.
III. Выполнение упражнений
Упражнение 415: устный разбор, письменное выполнение.
Комментарий. Шестое предложение не содержит междометий. Домашнее задание
1. § 70.
2. Упражнение 416.