Урок 151
Тема. Повторение по теме «Частица». Тест на повторение
Урок 150
Цели: обобщить знания по теме «Частица»; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: словарный диктант, анализ предложений, тест, выполнение упражнений.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания
Упражнение 406: взаимопроверка.
В это время один из учеников выполняет синтаксический разбор предложения у доски.
П. Осложненный словарный диктант
- Составьте словосочетания со словами: Карикатура, недосягаемый, предварительный, сатира, старательно, чемпион.
III. Анализ предложений
Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить разряд и значение частиц.
Древн...я культура так(же) отд...лена во времени от сегодн... шнего человека как д...леки от нас звезды.
Пр...слушиват...сяликсоветуастрол...гапока(не,ни)зан...мат... ся деламира(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п...рспективу?
Разве я мог заснуть в пустом мрач... ном доме пр...слушиваясь к завыванию ветра и скр...пящ...м ступеням ветхой лес...ницы?
Если(бы) (не)ты, я (н...)за(что)(бы) (не)справился!
Комментарий.
Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняшнего человека, как далеки от нас звезды.
Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?
Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы?
Если бы не ты, я ни за что бы не справился!
1-е предложение: смысловая усилительная частица же.
2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смысловая отрицательная частица не.
3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.
4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие отрицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.
IV. Тест
Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1: 1) а, г; 2) в, г; 3) б, в; 4) а, б; 5) а, г; 6) б, г.
Вариант 2: 1) а, б, в; 2) а, б; 3) б, г; 4) б; 5) а, г; 6) в, г.
V. Выполнение упражнений
Упражнения 408, 412: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. Упражнение 411: письменно.
2. Подготовка к диктанту.
Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.
Цель: проверить знания учеников по теме «Частица», орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: диктант, грамматические задания, анализ ошибок.
Ход уроков
I. Диктант
Примечание: записать на доске имя героя; не считать за ошибку, если в третьем предложении вместо двоеточия будет поставлен другой знак препинания.
На плоту по таежной реке
Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шелестела на перекате.
Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.
Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл.
Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор - мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое полотенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя...
Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за поворота. Плотик переполз поворот- и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.
(158 слов) (А. Иванов)
II. Грамматическое задание
1. Выполнить синтаксический разбор предложений:
1-й вариант - первое предложение,
2-й вариант - последнее предложение. Примечание: вместо тире можно поставить запятую.
2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.
1-й вариант - формообразующей частицы,
2-й вариант - смысловой частицы.
Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, Можно ошибочно принять за частицы составной союз в предложении Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось.
3. Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор
предложения, обозначить части речи.
А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Примечание: основа предложения состоит из одного сказуемого, выраженного категорией состояния.
Домашнее задание
Упражнение 414: письменно.