Урок 151

Тема. Повторение по теме «Частица». Тест на повторение

Урок 150

Цели: обобщить знания по теме «Частица»; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: словарный диктант, анализ предложений, тест, выполнение упражнений.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Упражнение 406: взаимопроверка.

В это время один из учеников выполняет синтаксический разбор предложения у доски.

П. Осложненный словарный диктант

- Составьте словосочетания со словами: Карикатура, недосягаемый, предварительный, сатира, старательно, чемпион.

III. Анализ предложений

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить разряд и значение частиц.

Древн...я культура так(же) отд...лена во времени от сегодн... шнего человека как д...леки от нас звезды.

Пр...слушиват...сяликсоветуастрол...гапока(не,ни)зан...мат... ся деламира(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п...рспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрач... ном доме пр...слушиваясь к завыванию ветра и скр...пящ...м ступеням ветхой лес...ницы?

Если(бы) (не)ты, я (н...)за(что)(бы) (не)справился!

Комментарий.

Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняшнего человека, как далеки от нас звезды.

Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы?

Если бы не ты, я ни за что бы не справился!

1-е предложение: смысловая усилительная частица же.

2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смысловая отрицательная частица не.

3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.

4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие отрицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.

IV. Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) а, г; 2) в, г; 3) б, в; 4) а, б; 5) а, г; 6) б, г.

Вариант 2: 1) а, б, в; 2) а, б; 3) б, г; 4) б; 5) а, г; 6) в, г.

V. Выполнение упражнений

Упражнения 408, 412: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. Упражнение 411: письменно.

2. Подготовка к диктанту.

Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Цель: проверить знания учеников по теме «Частица», орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматические задания, анализ ошибок.

Ход уроков

I. Диктант

Примечание: записать на доске имя героя; не считать за ошибку, если в третьем предложении вместо двоеточия будет поставлен другой знак препинания.

На плоту по таежной реке

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шелестела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор - мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое полотенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя...

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за поворота. Плотик переполз поворот- и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

(158 слов) (А. Иванов)

II. Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор предложений:

1-й вариант - первое предложение,

2-й вариант - последнее предложение. Примечание: вместо тире можно поставить запятую.

2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.

1-й вариант - формообразующей частицы,

2-й вариант - смысловой частицы.

Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, Можно ошибочно принять за частицы составной союз в предложении Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось.

3. Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор

предложения, обозначить части речи.

А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Примечание: основа предложения состоит из одного сказуемого, выраженного категорией состояния.

Домашнее задание

Упражнение 414: письменно.