Тема. Частица ни, приставки ни, союз ни-ни.

Урок 148-149

Урок 145-147

Тема. Различение частицы и приставки не-.

Цели: закрепить знания учеников о частице не и приставке не-; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Подготовленный диктант (по упражнению 392).

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

- Расскажите о функциях частицы ни.

- Как отличить частицу ни от составного союза ни - ни?

2. Упражнение 391: устный разбор.

III. Изучение темы «Различение частицы не и приставки не-»

1. Слово учителя.

Все, о чем говорится в параграфе о правописании частицы не и приставки не- вы уже знаете. Теперь важно потренироваться на конкретных примерах различать эти частицу и приставку. Легкой задача кажется лишь на первый взгляд.

Обратимся к басням И.А. Крылова.

2. Запись под диктовку на доске и в тетрадях, разбор предложений.

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам.

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

«Неблагодарная!» - примолвил Дуб ей тут.

Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Так делать нечего: пришло писать указ, чтоб виноватую предать позорной казни.

Комментарий. В первом предложении старая форма глагола, она пишется с приставкой не-, во втором - глагол с тем же корнем, но он пишется с отрицательной частицей не раздельно. В третьем предложении личное местоимение в косвенном падеже пишется с отрицательной частицей не раздельно. Так же пишется не с глаголом в четвертом предложении. В пятом примере перед нами приставка, а в шестом (невежда) не- является частью корня. Наконец, в седьмом предложении - случай слитного написания не- с местоимением, в данном случае не- - приставка.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 393: выразительное чтение (можно включить аудиозапись песни), комментированное письмо.

2. Упражнение 394: самостоятельная работа.

V. Словарная и орфоэпическая работа

- Запишите слова, помещенные в рамках на с. 172, 178, 180,

181, в словарики; поставьте ударение, составьте предложения

с частицами.

Старательно, карикатура, сатира, недосягаемый, вы правы, они правы, она права.

Домашнее задание 1- § 68.

2. Упражнение 395: письменно.

Цели: научить учеников различать омонимичные лингвистические единицы; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Чтение и обсуждение нескольких творческих работ

II. Объяснительный диктант

Никто не виноват, ни с кем не ссоришься, ничья собака, ни о чем не договорились, нигде не нашел, нисколько не трудно, ни слова не говоришь, ничто не беспокоит, ничем не занят, ни перед кем не отчитываешься, никому не говори, ни один не ушел, ни о ком не спрашивай, ни в чем не сомневаешься, никого не беспокой, никуда не уходи.

III. Изучение темы «Частица ни, приставка ни-, союз ни - ни»

1. Слово учителя.

Мы продолжаем изучение частицы ни. Необходимо потренироваться различать одинаковые по звучанию и написанию части речи и части слова. Разница между ними заключается не только в слитном или раздельном написании, главное - понять смысл и роль ни в конкретном предложении.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника-§ 69, с. 182.

ГУ. Выполнение упражнений

1. Упражнение 403: комментированное письмо.

Комментарий. Частица ни - в предложениях № 1,2,4, 6, 7, 8,

9, 10. Союз ни-ни-в предложениях № 3, 5.

2. Упражнение 404; составление сложных предложений с наречиями и местоимениями с ни.

3. Упражнение 405: самостоятельная работа; словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняют трое учеников на доске.

Домашнее задание

1. §69.

2. Упражнение 406: письменно.

3. Упражнение 407: устно.

4. Контрольные вопросы и задания с. 183.