Раздел 4. Теоретические основы дидактики

Ученье без размышления бесполезно,

но и размышление без ученья опасно

Конфуций

 

Задание 1. Сравните явления и процессы по предложенному образцу

А. 1 – методы преподавания; 2- методы учения;

Б. 1- методы обучения; 2- методы преподавания;

В. 1- прием обучения; 2- правило обучения;

Г. 1- форма обучения; 2- форма организации учебного процесса;

Д. 1- средства обучения; 2- методы обучения;

Е. 1 – методы обучения; 2 – приемы обучения;

Ж. 1- принцип обучения, 2 – правило обучения

З. 1 – частная дидактика, 2 – общая дидактика

Задание 2. Заполните пропуски в утверждениях:

1. Необходимая, устойчивая, но условная связь явлений образования и обучения - …

2. Теоретические обобщения педагогической практики находит отражение в императивных требованиях к организации учебного процесса …

3. Какой принцип обучения отвечает за целенаправленное создание воспитывающего пространства дисциплины?

4. Принцип обучения, который утверждает, что практика – критерий истины -......

5. Принцип обучения предлагающий распределить познание на различные органы чувств……..

6. Принцип дидактики, который утверждает, что обучение без заучивания не имеет смысла………

7. Наглядные пособия по источнику изготовления пособия делят на …

8. Пример самостоятельно изготовленного средства обучения…..

9. Конкретные рекомендации для учителя, как поступить в той или иной педагогической ситуации - это…

10. Практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний - ………………

11. Информация и мире, природе и человеке, носящая преимущественно теоретический характер и передаваемая от поколения к поколению……..

12. Умения, доведенные до автоматизма, т.е. производимые без особого контроля со стороны сознания - ……………

13. Процесс обучения имеет две основные функции: ………………….. и ………………….

14. Характер организованного взаимодействия преподавателя и обучающегося - …………….

15. По источнику знаний методы обучения делят на словесные, …………… и……………

16. Метод обучения, при котором преподаватель различными средствами предъявляет обучающимся информацию о предмете, а они всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают - ……………………..

17. Метод обучения, предполагающий воспроизведение обучающимися полученных на первом этапе знаний - …………………….

18. Метод обучения, при котором педагог ставит задачу и сам, а возможно в соавторстве с учениками раскрывает противоречивый путь ее решения - …………………

19. Метод обучения, предполагающий постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению научных задач, путем самостоятельного выполнения учебных задач или отдельных шагов решения научных задач с последующим контролем преподавателя ………………….

20. Метод обучения, базирующийся на конструировании исследовательских задач, самостоятельно решаемых обучающимися, с последующим групповым обсуждением - - ………………

21. Задача ……………… состоит в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации, разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

22. Внешнюю структуру и внутреннее устройство учебного процесса характеризует понятие …..

23. Форма обучения при которой учащиеся работают примерно одинаковое время в аудитории и самостоятельно……

24. Форма обучения при которой работа происходит со всем классом в едином темпе и ритме…..

25. Самым распространенным типом урока является урок, реализующий различные дидактические цели, он называется……

26. Группа постоянного состава, состоящая из учащихся примерно одинакового возраста и примерно одинаковых начальных знаний называется……..

27. Пространственно-временной континуум в течение которого происходит реализация дидактических целей в рамках одной учебной дисциплины ……

28. Количественное (бальное) выражение оценки - ……

29. Контроль, проводимый через некоторое время после окончания изучения дисциплины - ………

Задание 3. Наиболее полно ответьте на поставленные вопросы. Ответы обоснуйте.

· Что такое дидактика? Когда и при каких обстоятельствах появился этот термин? Как проходила эволюция понимания дидактики в педагогической науке? Каково современное понимание дидактики? В чем суть разделения ее отраслей на общую и частную?

· Дайте определения понятий и расставьте их в дедуктивной последовательности: принципы, закономерности и правила дидактики.

· Назовите основные дидактические принципы и раскройте их содержание при помощи правил.

· В чем, на ваш взгляд, состоит различие между знаниевой и компетентностной моделью обучения?

• Какой документ нормирует содержание образования? Как часто он пересматривается и с чем это связано?

· Охарактеризуйте понятие «средства обучения» в широком и специальном понимании. Какие классификации средств обучения Вы знаете?

· Что Вам известно о стратегиях улучшения усвояемости материала, воспринимаемого на слух?

· Дайте определение методов обучения. Назовите известные Вам варианты классификации методов обучения.

· Подробно охарактеризуйте классификацию методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (Скаткина-Лернера). Выделите для каждого из пяти методов уровень интеллектуальной деятельности, характеристику получаемых учащимся знаний и формы работы по реализации метода. Информацию занесите в таблицу.

· Охарактеризуйте известные Вам методы работы с текстом: конспектирование, планирование, аннотирование, резюмирование, тезирование, реферирование, рецензирование.

· Какой документ нормирует представление о формах обучения? Какие классификации форм обучения Вы можете назвать? Наиболее подробно охарактеризуйте классификацию форм обучения на очную, очно-заочную и заочную. В чем разница между ними? Каким образом достигается одинаковый уровень компетентности у студентов, обучающихся по различным формам?

· Охарактеризуйте понятие формы организации процесса обучения и сопоставьте его с понятием формы обучения.

· Что Вам известно о методах обеспечения должного качества результатов образовательного процесса? Опишите понятия «контроль», «диагностика» и «проверка». Каковы основные принципы контроля знаний? Как в дидактике отличают понятия «оценка» и «отметка»?

• Назовите основные виды педагогических ошибок. С чем они могут быть связаны? В чем их основная опасность? Какие Вы можете предложить способы их предотвращения. Педагогическое общение, как и любое другое, можно свести к двум стилям: диалогическому и монологическому. Охарактеризуйте эти стили, назовите их плюсы и минусы. Назовите и охарактеризуйте механизмы воздействия преподавателя на обучающегося.

• Ученые выяснили, что учителя непроизвольно стремятся обращаться к тем учащимся, которые сидят на первых партах, эти дети при прочих равных условиях оцениваются выше. Приведите другие примеры проявления учительской субъективности. Можете ли Вы предложить методику борьбы с субъективностью?

Задание 4. Прокомментируйте приведенные отрывки. Какие педагогические проблемы нашли в них отражение? Можно ли сказать, что в наше время эти проблемы уже решены?

«Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются… Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно способны достичь достоверного и несомненного знания… Лучше не заниматься вовсе, чем заниматься предметами настолько трудными, что, будучи не в состоянии отличить в них истинное от ложного, мы вынуждены допускать сомнительное в качестве достоверного. Ибо в этих случаях надежда на приумножение знания не так велика, как риск его убавления». Рене Декарт.

«Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врождено. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некоторые врожденные принципы, некоторые первичные понятия, так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою на свет. Чтобы убедить непредубежденного читателя в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных запечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. Ибо, я думаю все согласятся охотно, что дерзко предполагать врожденными идеи цветов в существе, которому Бог дал зрение» Джон Локк.

«Где на построение городов, крепостей, памятников, арсеналов расходуется одна золотая монета, там нужно потратить сто золотых монет на правильное образование одного юноши, который, возмужав, может показать путь другим ко всему честному; он имеет большее значение, чем блестящие дворцы, груды золота и серебра, медные ворота и железные засовы». М. Лютер.

«Все нужно преподавать основательно, кратко и убедительно. Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего… Натуры высокоразвитые надо поощрять ко всему, чтобы не было недостатка в людях, получивших всестороннее образование и вполне обладающих мудростью. Надо, однако, следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы… Именно здесь слишком часто делается ошибка, т.к. по своему произволу, не обращая внимания на природную склонность, из каждого чурбана мы хотим сделать гения». Я.А. Коменский.

«Идея элементарного образования есть не что иное, как результат стремлений человечества оказать ходу природы в развитии и формировании наших задатков и сил такое содействие, какое способны оказать ему разумная любовь, развитой ум и хорошо развитые технические склонности». И.Г. Песталоцци.

«Учи как можно меньше! Старые учителя следовали обратному принципу: они учили по возможности больше, излагали как можно больше, нагромождали материал в своих учебниках. Они желали поступать как можно основательнее и держались мнения: вреда от этого быть не может; нельзя предвидеть, для чего пригодится ученику выученное; выученное не составляет бремени. Подобные ложные, вредные представления, увы, еще нередко встречаются в практике. Что неприменимо сейчас же и не является необходимым для продвижения вперед, того учить не надо. Учи как можно меньше! Тогда ты будешь занимать ученика лишь наиболее существенным, лишь самым главным, тогда ты сможешь основательно взяться за этот материал, запечатлеть его неизгладимым образом в сознании ученика. Он же вскоре преисполнится радостным чувством и вселяющей в него бодрость уверенностью, что кое-что знает и умеет. Тогда его учение станет основательным. Это и есть подлинная основательность. Изучение же всего того, что непригодно для продвижения вперед, - ложная основательность, отсутствие правильного метода». А.В.Ф. Дистервег.

«Искусство преподавания - не что иное, как искусство пробуждать любопытство юных душ и затем удовлетворять его. А любопытство живет лишь в счастливых. Знания, которые навязывают силой, душат разум. Для того чтобы переварить знания, их надо проглотить с интересом». Анатоль Франс.

«Я уверен, что подлинное учение всегда очень индивидуально: оно не бывает одинаковым у мальчиков и у девочек, у отстающего ребенка и, наоборот, у ребенка успевающего. Но если бы я был учителем, я бы очень серьезно подумал над тем, что значит учение для этого конкретного ребенка и что оно значит для другого. Я попытался бы увидеть глазами этого ребенка тот мир, в котором он нечто усваивает. И самое меньшее, что я бы сделал, это попытался бы превратить школу в дружелюбный дом, дом, в который ребенок мог бы естественно внести этот свой мир учения». К.Р. Роджерс.

«Главная задача преподавателя – это умение хорошо, мастерски преподавать свой предмет, доступно глубоко излагать учебную информацию, увлекать студентов потребностью знаний, возбуждать в них трудолюбие и упорство, стремление самостоятельно находить решение научных задач, развивать ширину их взглядов и гибкость мышления». С.И. Архангельский.

«Надо понять, что если педагоги сами не разберутся в началах психологии, а будут ждать готовых решений от специалистов-психологов, то не будут найдены необходимые решения для совершенствования учебного процесса». К.Г. Марквардт.