Тема. Отрицательные частицы не и ни.

Урок 143-144

Цели: расширить знания учеников о частицах не и ни; показать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, анализ предложений, выполнение упражнений, игра-конкурс.

Ход урока 1

I. Проверка домашнего задания

Игра-конкурс «Частицы в малых жанрах фольклора»

Ученики читают свои примеры. Выигрывает тот, кто назовет последний пример. Примеры ответов:

1) Если бы да кабы на луне росли грибы...

2) Стоит Антошка на одной ножке. Кто ни пройдет, всяк поклонится.

3) Курица не птица.

4) Не зная броду, не суйся в воду.

5) Не все то золото, что блестит.

6) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

II. Изучение темы «Отрицательные частицы не и ни»

1. Объяснительный диктант.

Не у кого узнать, непересекающиеся прямые, не переставая, не отказывайся, не с кем поиграть, не высохшие после дождя лужи, невыученные уроки, не порежьтесь ножом; невелика потеря; не высокий, а коренастый боксер; непородистая собака; домик невысок; вопиющая неграмотность; не пишите некрасиво.

2. Слово учителя.

Мы только что вспомнили правописание частицы не с разными частями речи, тем самым часть дела по изучению правописания отрицательных частиц не и ни уже сделана.

Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не придает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приобретать и положительный смысл:

Не могу не вспомнить, как весело прошли каникулы. На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

Заметим, что первая частица не находится перед формами глагола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола. III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 385: комментированное письмо; синтаксический

разбор выполняем на доске и в тетрадях.

Комментарий. Предложения, в которых частица не придает отрицательный смысл всему предложению: № 3, 6.

2. Упражнение 386: устный разбор.

Домашнее задание

1.§ 67, с. 175-176. 2. Упражнение 387.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

- Запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и пунктограммы, определите разряды и значение частиц.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот кто самый настоящий, лучший друг.

(Смысловые частицы - не и вот; формообразующая частица -самый. Частицы не придают отрицательное значение глаголам-сказуемым, частица вот - указательная, частица самый служит для образования превосходной степени прилагательного.)

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказ учащихся о различных функциях частицы не.

2. Упражнение 387: проверка по цепочке.

В это время ученик выполняет на доске морфологический разбор слова.

III. Продолжение изучения темы «Отрицательные

частицы не и ни»

1. Слово учителя.

Функции частицы ни, о которой пойдет речь сегодня, более разнообразны, чем у частицы не. Прочитайте теоретический материал учебника и определите, что нового о частице ни вы узнали.

2. Самостоятельное изучение функций частицы ни - § 67, с. 177,

ответ на вопрос о значении этой частицы, примеры предложений.

IV. Разбор предложений

- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сопоставьте предложения, определите роль не и ни:

А вы друз...я как н... садитесь всё в музыканты «... годитесь. (И.А. Крылов.)

М...лоток (не, ни) должен быть (не, ни) т...ж(е, о)лым, (не, ни)слишком ле... ким.

Комментарий.

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

(И.А. Крылов.)

Молоток не должен быть ни тяжелым, ни слишком легким.

Частица не в обоих предложениях придает отрицательное значение глаголам-сказуемым. В первом предложении частица ни служит для усиления отрицания. Во втором перед нами составной союз

ни - ни.

Примечание: сведения о составном союзе ни - ни являются опережающими; возможно, ученики сами определят принадлежность ни-ни к составным союзам.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 388: комментированное письмо.

2. Упражнение 389: устный разбор.

3. Упражнение 390: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание

1. § 67.

2. Упражнение 391: письменно.

3. Упражнение 392: устно (подготовка к диктанту).