Тема. Морфологический разбор частицы.

Урок 142

Тема. Р.Р. Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». Написание сочинения

Цели: закрепить орфографические навыки раздельного и дефисного написания частиц; развивать навыки монологической речи, навыки описания произведения живописи.

Методические приемы: лингвистический разбор, игровая ситуация, составление плана, устное описание картины.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о случаях раздельного и дефисного написания частиц.

2. Упражнение 379: двое учеников на доске записывают свои предложения с то.

3. Упражнение 381: проверка по цепочке.

II. Подготовка к устному сочинению по картине К.Ф. Юона

«Конец зимы. Полдень»

1. Рассматривание иллюстрации на вклейке учебника.

2. Обозначение игровой ситуации.

Задание (по упражнению 382): попробовать себя в роли телеведущего.

3. Сбор материала для выступления.

Ученики высказывают свои впечатления о картине, предлагают свои линии развития «телепередачи».

4. Составление планов выступлений или сценариев (у каждого может быть свой, оригинальный план).

5. Написание черновиков.

III. Устные сочинения-выступления

Примерное начало сценария «телепередачи» из цикла «Времена года»:

После заставки камера показывает февральский пейзаж, похожий на тот, который изображен на картине К.Ф. Юона. Звучит музыка из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

Изображение меняется: перед зрителями во весь экран картина К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Камера отъезжает, показывая ведущего, стоящего рядом с картиной.

Ведущий. Этот февральский день на картине Константина Федоровича Юона может в самый жаркий июльский полдень перенести нас в другой полдень - в спокойную и радостную прохладу наступающей весны.

Зима сдает свои позиции: это видно по глубоким следам на уже подтаявшем снегу, по длинным, чуть розоватым теням, по легкой дымке, окутавшей деревья, готовые к встрече весны...

IV. Обсуждение выступлений

Домашнее задание

1. § 66 - самостоятельное изучение теоретического материала.

2. Упражнение 384.

Цели: проверить усвоение плана морфологического разбора частицы; развивать навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: лингвистический разбор, выполнение упражнений, элементы анализа текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

- Каковы морфологические признаки частицы?

- Расскажите о порядке морфологического разбора частицы.

2. Упражнение 384: группы частиц выписываются на доску;

придуманные предложения с частицами проверяются по цепочке.

П. Выполнение упражнений

Упражнение 383: чтение текста сначала про себя, затем по ролям; устный морфологический разбор двух-трех частиц; письменное выполнение упражнения. Морфологический разбор частиц и существительного двойку выполняется на доске.

III. Работа с текстом

Задания: записать текст по диктовку, определить его стиль; выполнить письменный морфологический разбор частиц.

А вот и рыбка! Гляди, сколько наловил! Неужели тебе лень было тоже встать пораньше? Ты же выспался уже за каникулы.

А на речке-то как хорошо! Тихо, даже вода будто замерла.

Ухи мы с тобой вечером наварим да чай вскипятим, оно и хорошо спать-то будет. А теперь давай-ка помолчим.

(Стиль текста -разговорный.)

IV. Занимательная лингвистика. Из истории слов

Помните восклицание Карабаса Барабаса из сказки «Буратино»: «Именем Тарарабарского короля - арестуйте вора и негодяя!»? Так он кричал полицейским у каморки папы Карло. А что это за Тарарабарский король?

Слово тарабарский возникло из слова тайнописный. Первоначально употреблялось в словосочетании тарабарская грамота. Это /была одна из систем тайнописи, известной еще с первой половины | XV века. Суть тайнописи в том, что «поставив согласные буквы в два ряда... употребляют в письме верхние буквы вместо нижних, а нижние вместо верхних; гласные же оставляют без перемены» (Грот К.Я. Филологические разыскания. Спб, 899). Сначала тарабарская грамота служила дипломатической шифровкой, использовалась старообрядцами в их тайной переписке.

Слово тарабарский может быть образовано от диалектного слова тарабар - «говорун, краснобай, болтун» (Даль, т. IV). Тара-бар - отглагольное производное от звукоподражательного глагола тарабарить - «болтать» (сравним: тары-бары).

Алексей Николаевич Толстой использовал это необычное слово для наименования одного из своих сказочных героев.

Домашнее задание

Вспомнить и записать пословицы, поговорки, загадки, потешки и т. п. с частицами.