Тема. Морфологический разбор частицы.
Урок 142
Тема. Р.Р. Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». Написание сочинения
Цели: закрепить орфографические навыки раздельного и дефисного написания частиц; развивать навыки монологической речи, навыки описания произведения живописи.
Методические приемы: лингвистический разбор, игровая ситуация, составление плана, устное описание картины.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания
1. Рассказать о случаях раздельного и дефисного написания частиц.
2. Упражнение 379: двое учеников на доске записывают свои предложения с то.
3. Упражнение 381: проверка по цепочке.
II. Подготовка к устному сочинению по картине К.Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень»
1. Рассматривание иллюстрации на вклейке учебника.
2. Обозначение игровой ситуации.
Задание (по упражнению 382): попробовать себя в роли телеведущего.
3. Сбор материала для выступления.
Ученики высказывают свои впечатления о картине, предлагают свои линии развития «телепередачи».
4. Составление планов выступлений или сценариев (у каждого может быть свой, оригинальный план).
5. Написание черновиков.
III. Устные сочинения-выступления
Примерное начало сценария «телепередачи» из цикла «Времена года»:
После заставки камера показывает февральский пейзаж, похожий на тот, который изображен на картине К.Ф. Юона. Звучит музыка из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Изображение меняется: перед зрителями во весь экран картина К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Камера отъезжает, показывая ведущего, стоящего рядом с картиной.
Ведущий. Этот февральский день на картине Константина Федоровича Юона может в самый жаркий июльский полдень перенести нас в другой полдень - в спокойную и радостную прохладу наступающей весны.
Зима сдает свои позиции: это видно по глубоким следам на уже подтаявшем снегу, по длинным, чуть розоватым теням, по легкой дымке, окутавшей деревья, готовые к встрече весны...
IV. Обсуждение выступлений
Домашнее задание
1. § 66 - самостоятельное изучение теоретического материала.
2. Упражнение 384.
Цели: проверить усвоение плана морфологического разбора частицы; развивать навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: лингвистический разбор, выполнение упражнений, элементы анализа текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
- Каковы морфологические признаки частицы?
- Расскажите о порядке морфологического разбора частицы.
2. Упражнение 384: группы частиц выписываются на доску;
придуманные предложения с частицами проверяются по цепочке.
П. Выполнение упражнений
Упражнение 383: чтение текста сначала про себя, затем по ролям; устный морфологический разбор двух-трех частиц; письменное выполнение упражнения. Морфологический разбор частиц и существительного двойку выполняется на доске.
III. Работа с текстом
Задания: записать текст по диктовку, определить его стиль; выполнить письменный морфологический разбор частиц.
А вот и рыбка! Гляди, сколько наловил! Неужели тебе лень было тоже встать пораньше? Ты же выспался уже за каникулы.
А на речке-то как хорошо! Тихо, даже вода будто замерла.
Ухи мы с тобой вечером наварим да чай вскипятим, оно и хорошо спать-то будет. А теперь давай-ка помолчим.
(Стиль текста -разговорный.)
IV. Занимательная лингвистика. Из истории слов
Помните восклицание Карабаса Барабаса из сказки «Буратино»: «Именем Тарарабарского короля - арестуйте вора и негодяя!»? Так он кричал полицейским у каморки папы Карло. А что это за Тарарабарский король?
Слово тарабарский возникло из слова тайнописный. Первоначально употреблялось в словосочетании тарабарская грамота. Это /была одна из систем тайнописи, известной еще с первой половины | XV века. Суть тайнописи в том, что «поставив согласные буквы в два ряда... употребляют в письме верхние буквы вместо нижних, а нижние вместо верхних; гласные же оставляют без перемены» (Грот К.Я. Филологические разыскания. Спб, 899). Сначала тарабарская грамота служила дипломатической шифровкой, использовалась старообрядцами в их тайной переписке.
Слово тарабарский может быть образовано от диалектного слова тарабар - «говорун, краснобай, болтун» (Даль, т. IV). Тара-бар - отглагольное производное от звукоподражательного глагола тарабарить - «болтать» (сравним: тары-бары).
Алексей Николаевич Толстой использовал это необычное слово для наименования одного из своих сказочных героев.
Домашнее задание
Вспомнить и записать пословицы, поговорки, загадки, потешки и т. п. с частицами.