Тема. Повторение материала о предлогах и союзах. Тест на повторение.

Урок 127

Тема. Морфологический разбор союза.

Урок 126

Цели: ознакомить с планом морфологического разбора союза; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: самостоятельное изучение теоретического материала; объяснения учителя; выразительное чтение, элементы анализа текста, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Назовите смысловые группы союзов, приведите примеры.

2. Упражнение 340: чтение составленных по схемам предложений, запись лучших предложений на доске и в тетрадях; выделение основ.

3. Чтение и анализ творческих работ.

II. Изучение темы «Морфологический разбор союза»

1. Слово учителя.

План морфологического разбора союза, как и всех неизменяемых частей речи, довольно прост. Мы знаем, что союзы бывают сочинительные и подчинительные, простые и составные. Главное, правильно определить роль союза в предложении, иметь в виду, что значение одного и того же союза может меняться в зависимости от речевой ситуации.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника-§ 60, с. 157.

3. Анализ предложения и морфологический разбор союза.

Тихо в спящем доме, и лишь слышится, как где-то шуршит

мышь.

Обратим внимание, что основа первых двух предложений в составе сложного состоит только из сказуемого: в первом предложении сказуемое выражено категорией состояния, во втором - безличной формой глагола.

Оба союза простые, соединяют простые предложения в составе сложного. Союз и сочинительный; союз как - подчинительный, имеет изъяснительное значение {слышится что? как где-то шуршит мышь).

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 341: самостоятельная работа с последующей проверкой.

2. Упражнение 342: чтение и анализ текста; самостоятельная работа (кроме морфологического разбора союзов).

Комментарий. Вариант заголовка: «Читайте книги!». Стиль текста - публицистический.

ГУ. Словарная работа

- Запишите слова, помещенные в рамке на с. 158, в словарики;

составьте с ними предложения с использованием союзов: Автор, классик.

Домашнее задание

1. § 60.

2. Упражнение 342: морфологический разбор союзов.

3. Упражнение 343: устно (подготовка к сочинению).

Цели: закрепить знания о союзах, их значении и правописании; закрепить навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: беседа по вопросам, сообщения учеников, подготовленный диктант, лингвистический разбор.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Слитно (поднять левую руку) или раздельно (поднять правую руку):

1) Зайди за то здание, увидишь нужный тебе дом.

2) Мост старый, ехать по этому мосту опасно.

3) Ты, наверное, тоже устал?

4) Если идти по тому переулку, выйдешь к площади.

5) Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно скучно.

6) Спой, пожалуйста, то же, что ты пел на концерте.

7) Поздно уже, а потому пора спать.

8) В незнакомой реке купаться опасно, поэтому будьте осторожны.

9) Чтобы вырастить дерево, нужно много лет.

10) Не знаешь, что бы мне надеть на день рождения?

II. Повторение темы «Союз»

1. Беседа по вопросам, подготовленным группами.

Представители групп по очереди задают вопросы, остальные

ученики отвечают. Учитель отмечает наиболее интересные вопросы и ответы.

Примерные вопросы:

- Какова роль союза как служебной части речи?

- Как образуются составные союзы?

- Как названия сочинительных и подчинительных союзов отражают их функций?

- Что означают названия групп сочинительных союзов?

- Что общего в значениях подчинительных союзов и наречий?

2. Сообщения о значениях различных союзов.

III. Подготовленный диктант

- Пишем диктант по упражнению 350, выполняем задания.

Комментарий. Вариант заглавия: «Как образуется культурный

слой?» Стиль текста - научно-популярный.

Домашнее задание

1. Подготовка к контрольному уроку по темам «Предлог» и «Союз»: контрольные вопросы и задания с. 162.

2. Упражнение 353.

Цели: проверить знания учеников по темам «Предлог» и «Союз»; закрепить навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: беседа по вопросам, словарный диктант, лингвистический разбор, тест, выполнение упражнений.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Упражнение 353: выразительное чтение, беседа по вопросам; проверка по цепочке.

Комментарий. Тип речи - рассуждение с элементами описания. Стиль текста - художественный.

II. Словарный диктант

Автор, впоследствии, гимнастика, для того чтобы, изобразить, как будто, классик, кромешный, кросс, масса, междугородный, осанка, по окончании матча, по прибытии поезда, период, реальный, резиденция, светофор, семафор, ситуация, снаряд, тренер, тренироваться, фантазия, чемпион.

III. Контрольные вопросы

Опираемся на вопросы 1-10 с. 162.

IV. Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) а, г; 2) б, г; 3) б; 4) в, г; 5) а, в; 6) б, в.

Вариант 2: 1) а, б; 2) в; 3) в, г; 4) б, г; 5) а, б; 6) в, г. \ V. Самостоятельная работа

Упражнение 356.

Дополнительное задание:

1-й вариант - сделать морфологический разбор одного из сочинительных союзов.

2-й вариант - сделать морфологический разбор одного из подчинительных союзов.

Домашнее задание

Подготовка к контрольному диктанту по темам «Предлог» и «Союз».