Тема. Слитное написание союзов зато, также, тоже, чтобы.

Урок 123-125

Тема. Р.Р. Сочинение – рассуждение. РР. Анализ сочинения-рассуждения. Работа над ошибками.

Урок 121-122

Цели: развивать умение сопоставлять и рассуждать; совершенствовать навыки монологической речи, навыки написания сочинений-рассуждений .

Методические приемы: элементы сопоставительного анализа текстов; обмен мнениями по дискуссионной теме; составление плана сочинения-рассуждения, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Упражнение 342: объяснение орфограмм и пунктограмм; в это время двое учеников выполняют на доске. морфологический разбор союзов.

II. Подготовка к сочинению-рассуждению

1. Сопоставительный анализ текстов (упражнения 342, 343),

выделение главных мыслей.

Первый текст: «Книга - наш друг и советчик». Второй текст: «Книга предназначена для развлечения».

2. Обозначение темы дискуссии.

Чтобы заострить дискуссию, выберем провоцирующую формулировку: «Книги предназначены для развлечения» или даже «Книги скоро станут не нужны».

3. Обмен мнениями.

Вопросы для беседы и обсуждения:

- Для чего нужны книги?

- Как часто вы берете в руки книгу?

- Есть ли у вас любимые книги?

- Что полезного и важного дали вам книги?

- Любите ли вы отдыхать с книгой?

- Что вы предпочитаете делать в свободное время: гулять, играть в компьютерные игры, смотреть телевизор или читать?

Примечание. Важно четко определить тему дискуссии и стараться не отступать от нее. Учитель ведет дискуссию, выслушивая мнения учеников и предлагая комментировать высказанные положения. В том случае, если ученики явно склоняются в пользу основного тезиса первого текста, не желая «осложнений» с учителем, попробуем привести аргументы в пользу тезиса «Книга нужна лишь для развлечения» и попросим учеников опровергнуть или подтвердить этот тезис. Без разных мнений дискуссия не состоится.

4. Составление плана сочинения-рассуждения и его обсуждение.

- Попросим учеников самостоятельно составить план по знакомой уже схеме построения сочинений-рассуждений:

I. Тезис.

II. Доказательство (аргументы).

III. Вывод.

5. Написание черновиков сочинений-рассуждений, консультации учителя.

III. Написание сочинения-рассуждения Домашнее задание

§ 61 - самостоятельное изучение теоретического материала.

Цели: научить различать союзы также, тоже, чтобы и сочетания, сходные с ними; развивать навыки лингвистического анализа текста.

Методические приемы: самостоятельное изучение теоретического материала; объяснения учителя; элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, лингвистический разбор, словарная работа.

Ход урока 1

I. Чтение и анализ творческих работ

II. Лингвистическая разминка

- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите роль и значение союза, выполните морфологический разбор союза: Вилкой люди стали пользоват...ся около вое...ми веков (на)зад а в Ро(с, сс)и... этот столовый пр...бор по...вился во врем...на Петра I.

(Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I. а- противительный союз.)

III. Изучение темы «Слитное написание союзов также,

тоже, чтобы»

1. Сообщения учеников по изученному самостоятельно теоретическому материалу § 61.

2. Сопоставление пар предложений.

На встречу прибыли главы делегаций «большой восьмерки»-, также приехали наблюдатели из других стран. В дружбе доверие нужно так же, как надежность.

Все играли во дворе, мне тоже хотелось на улицу. Не делай то же, что и все, если все делают плохо.

Журналисты собрались в студии, чтобы обсудить злободневную проблему. Что бы мне почитать?

Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.

Комментарий. В сочетаниях наречия с частицей также и местоимений с частицами то же, что бы частицы можно мысленно опустить, и смысл предложения не изменится. К союзам нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения. К наречию и местоимениям можно поставить вопрос, они - члены предложения.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 344: комментированное письмо.

(Стиль текста - научно-популярный.)

2. Упражнение 345: самостоятельная работа; морфологический и синтаксический разбор выполняются на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 346: комментированное письмо.

Домашнее задание 1- § 61.

2. Упражнение 347.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы; сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор союзов; укажите, какими частями речи выражены члены предложения:

На...более вкусен и питат...лен картофель печ...(н, нн)ый в кожуре в горячей золе или духовом шкафу.

(Наиболее вкусен и питателен картофель, печенный в кожуре в горячей золе или духовом шкафу.

Отметим, что сказуемые выражены краткими прилагательными. Объясним написание нн в причастии тем, что оно образует причастный оборот. Определим значение сочинительных союзов: соединительный союз и соединяет однородные сказуемые, разделительный союз или разделяет однородные обстоятельства. Заметим, однако, что этот союз находится внутри причастного оборота, который является одним членом предложения - определением.

П. Проверка домашнего задания

1. Объяснить, как различать союзы также, тоже, чтобы и сочетания, сходные с ними.

2. Упражнение 347: поверка по цепочке; морфологический разбор выполняется на доске.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 348: работа по вариантам с последующей взаимопроверкой: 1-й вариант - первое предложение, 2-й - второе.

2. Упражнение 349: устный разбор, комментированное письмо; фонетический и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.

IV. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках на с. 160-161, в словарики, составить с ними предложения: Масса, зато (=но), кросс.

Домашнее задание

1. Подготовка к обобщающему уроку по теме «Союз»: § 54-61.

2. Упражнение 350: устно (подготовка к диктанту).

3. Задания по группам: подготовить вопросы по теме «Союз».

Индивидуальные задания: сделать сообщения о значениях различных союзов, пользуясь материалами словарей (например, союзов да, зато, имеющих разные значения