Тема. Слитное написание союзов зато, также, тоже, чтобы.
Урок 123-125
Тема. Р.Р. Сочинение – рассуждение. РР. Анализ сочинения-рассуждения. Работа над ошибками.
Урок 121-122
Цели: развивать умение сопоставлять и рассуждать; совершенствовать навыки монологической речи, навыки написания сочинений-рассуждений .
Методические приемы: элементы сопоставительного анализа текстов; обмен мнениями по дискуссионной теме; составление плана сочинения-рассуждения, самостоятельная работа.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания
Упражнение 342: объяснение орфограмм и пунктограмм; в это время двое учеников выполняют на доске. морфологический разбор союзов.
II. Подготовка к сочинению-рассуждению
1. Сопоставительный анализ текстов (упражнения 342, 343),
выделение главных мыслей.
Первый текст: «Книга - наш друг и советчик». Второй текст: «Книга предназначена для развлечения».
2. Обозначение темы дискуссии.
Чтобы заострить дискуссию, выберем провоцирующую формулировку: «Книги предназначены для развлечения» или даже «Книги скоро станут не нужны».
3. Обмен мнениями.
Вопросы для беседы и обсуждения:
- Для чего нужны книги?
- Как часто вы берете в руки книгу?
- Есть ли у вас любимые книги?
- Что полезного и важного дали вам книги?
- Любите ли вы отдыхать с книгой?
- Что вы предпочитаете делать в свободное время: гулять, играть в компьютерные игры, смотреть телевизор или читать?
Примечание. Важно четко определить тему дискуссии и стараться не отступать от нее. Учитель ведет дискуссию, выслушивая мнения учеников и предлагая комментировать высказанные положения. В том случае, если ученики явно склоняются в пользу основного тезиса первого текста, не желая «осложнений» с учителем, попробуем привести аргументы в пользу тезиса «Книга нужна лишь для развлечения» и попросим учеников опровергнуть или подтвердить этот тезис. Без разных мнений дискуссия не состоится.
4. Составление плана сочинения-рассуждения и его обсуждение.
- Попросим учеников самостоятельно составить план по знакомой уже схеме построения сочинений-рассуждений:
I. Тезис.
II. Доказательство (аргументы).
III. Вывод.
5. Написание черновиков сочинений-рассуждений, консультации учителя.
III. Написание сочинения-рассуждения Домашнее задание
§ 61 - самостоятельное изучение теоретического материала.
Цели: научить различать союзы также, тоже, чтобы и сочетания, сходные с ними; развивать навыки лингвистического анализа текста.
Методические приемы: самостоятельное изучение теоретического материала; объяснения учителя; элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, лингвистический разбор, словарная работа.
Ход урока 1
I. Чтение и анализ творческих работ
II. Лингвистическая разминка
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите роль и значение союза, выполните морфологический разбор союза: Вилкой люди стали пользоват...ся около вое...ми веков (на)зад а в Ро(с, сс)и... этот столовый пр...бор по...вился во врем...на Петра I.
(Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I. а- противительный союз.)
III. Изучение темы «Слитное написание союзов также,
тоже, чтобы»
1. Сообщения учеников по изученному самостоятельно теоретическому материалу § 61.
2. Сопоставление пар предложений.
На встречу прибыли главы делегаций «большой восьмерки»-, также приехали наблюдатели из других стран. В дружбе доверие нужно так же, как надежность.
Все играли во дворе, мне тоже хотелось на улицу. Не делай то же, что и все, если все делают плохо.
Журналисты собрались в студии, чтобы обсудить злободневную проблему. Что бы мне почитать?
Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.
Комментарий. В сочетаниях наречия с частицей также и местоимений с частицами то же, что бы частицы можно мысленно опустить, и смысл предложения не изменится. К союзам нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения. К наречию и местоимениям можно поставить вопрос, они - члены предложения.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 344: комментированное письмо.
(Стиль текста - научно-популярный.)
2. Упражнение 345: самостоятельная работа; морфологический и синтаксический разбор выполняются на доске и в тетрадях.
3. Упражнение 346: комментированное письмо.
Домашнее задание 1- § 61.
2. Упражнение 347.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы; сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор союзов; укажите, какими частями речи выражены члены предложения:
На...более вкусен и питат...лен картофель печ...(н, нн)ый в кожуре в горячей золе или духовом шкафу.
(Наиболее вкусен и питателен картофель, печенный в кожуре в горячей золе или духовом шкафу.
Отметим, что сказуемые выражены краткими прилагательными. Объясним написание нн в причастии тем, что оно образует причастный оборот. Определим значение сочинительных союзов: соединительный союз и соединяет однородные сказуемые, разделительный союз или разделяет однородные обстоятельства. Заметим, однако, что этот союз находится внутри причастного оборота, который является одним членом предложения - определением.
П. Проверка домашнего задания
1. Объяснить, как различать союзы также, тоже, чтобы и сочетания, сходные с ними.
2. Упражнение 347: поверка по цепочке; морфологический разбор выполняется на доске.
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 348: работа по вариантам с последующей взаимопроверкой: 1-й вариант - первое предложение, 2-й - второе.
2. Упражнение 349: устный разбор, комментированное письмо; фонетический и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.
IV. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках на с. 160-161, в словарики, составить с ними предложения: Масса, зато (=но), кросс.
Домашнее задание
1. Подготовка к обобщающему уроку по теме «Союз»: § 54-61.
2. Упражнение 350: устно (подготовка к диктанту).
3. Задания по группам: подготовить вопросы по теме «Союз».
Индивидуальные задания: сделать сообщения о значениях различных союзов, пользуясь материалами словарей (например, союзов да, зато, имеющих разные значения