Тема. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами.

Урок 114-117

Цели: показать отличия функций сочинительных и подчинительных союзов; совершенствовать навыки пересказа текста, навыки анализа предложений, лингвистического разбора.

1-2

Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; незакрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; хлеб да соль; не медленно, а быстро.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказ учащихся о простых и составных союзах.

2. Пересказ текста о Ф.И. Буслаеве.

3. Упражнение 319: чтение составленных учениками сложных предложений с составными союзами.

Двое учеников в это время записывают на доске предложения и подчеркивают грамматические основы.

III. Изучение темы «Сочинительные и подчинительные

союзы»

1. Работа с теоретическим материалом учебника: § 56, с. 148.

Вывод: сочинительные союзы связывают однородные члены

предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос.

2. Слово учителя.

Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными. Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными. Подробно те и другие предложения мы будем изучать в теме «Синтаксис» в следующих классах. Пока же рассмотрим подробнее отношения, которые выражаются, в том числе, с помощью союзов в обоих видах предложений.

IV. Разбор предложений с сочинительными

и подчинительными союзами

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, определить роль союзов в предложениях, записанных на доске:

Квадраты полей и к...парисы и мал...нькие домики среди них и в...ющ...еся д...роги и платаны всё это тян...тся до г...р...зонта. (В. Некрасов.)

К...стерразг...рался (не)охотн... и вяло двигались тени (во)круг него.

(Что)бы уд ...лить ж...рные пятна со страницы книги надо пр... сыпав загр. ..зне(н, нн)ый уч... сток молотым мелом прогладит ь его через белую бумагу горяч.,.м утюгом.

Комментарий.

Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны - всё это тянется до горизонта.

Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.

Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, присыпав загрязненный участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.

Примечание: во 2-м предложении важно почувствовать, что наречие относится ко второй части сложного предложения.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 321: устный разбор, комментированное письмо; задания по синтаксическому и пунктуационному разбору выполняются на доске.

2. Упражнение 322: самостоятельная работа с последующим обсуждением.

VI. Словарная работа

- Выпишите слова, помещенные в рамках на с. 149-150; составьте с ними сложные предложения. Обратим внимание, что между частями сложных союзов запятая не ставится: Кромешный, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

Домашнее задание

1. § 56.

2. Выписать из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами3-4

Цели: расширить знания учеников о сочинительных и подчинительных союзах; показать функции и значение союзов в художественных текстах.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход уроков

I. Слово учителя

Наша задача сегодня - посмотреть, как действуют союзы в художественных произведениях, какую роль они играют, каково их значение в тексте. Вряд ли вы найдете хоть одно художественное произведение без союзов, разве что это какой-нибудь малый жанр -пословица, поговорка, загадка, анекдот. Мы рассмотрим фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения роли в них сочинительных и подчинительных союзов.

II. Проверка домашнего задания

Ученики зачитывают выписанные предложения. Наиболее выразительные и интересные с точки зрения использования союзов запишем на доску и в тетради, проанализируем роль и значение союзов.

III. Анализ фрагментов художественных произведений

Примечание: необходимо, чтобы фрагменты текстов были если не у каждого ученика, то хотя бы на каждой парте.

1. Союзы в былинах.

А тут сели на добрых коней, поехали. Как хвост-то у ней расстилается, А грива-то у ней да завивается. У оратая кобыла поступью пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. У оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь да оставается. Вопросы:

- Из какой былины взят фрагмент? («Вольга и Микула Сели-Нинович».)

- Какова роль союзов во фрагменте? (Союзы а начинают каждую нечетную строчку. Союзы а создают напевность, неторопливый ритм былины. Кроме того, во всех случаях, исключая первый, этот союз играет роль противопоставления.)

1) Не успел он слова вымолвить, Как настоятели новгородские Ударили о велик заклад...

2) Потом поезжали корабли по синю морю, Полетели, как черные вороны

3) Сидит в палате царь морской, Голова у царя как куча сенная.

Вопросы:

- Из какой былины эти фрагменты? («Садко».)

- Одинаковы ли роль и значение союза как во фрагментах? (В первом фрагменте подчинительный союз как находится между частями сложного предложения, выражает временные отношения. В двух других фрагментах союз как сравнительный, находится внутри простых предложений.)

- Почему во 2-м фрагменте перед союзом как стоит запятая, а в 3-м предложении не стоит? (Во 2-м фрагменте вопрос к сравнительному обороту задается от глагола-сказуемого: Полетели как? как черные вороны. В 3-м фрагменте вопрос задается от существительного-подлежащего: Голова какова? как куча сенная. В этом случае сравнительный оборот сам является сказуемым, запятая между подлежащим и сказуемым не ставится.)

2. Союзы в прозаических текстах.

Примечание. Дадим ученикам возможность самостоятельно подготовиться к ответу и затем обсудить роль и значение союзов. Можно дать несколько фрагментов для подготовки в группах. Можно, если позволяет время, записать фрагменты под диктовку и разобрать основные пунктограммы.

Хотя основная задача - исследовать роль союзов во фрагментах, несколько слов о художественных особенностях текстов стоит сказать.

Для анализа можно взять любой небольшой фрагмент, например, из A.M. Горького:

Окна нашего подвала упирались в яму, вырытую перед ними и выложенную кирпичом. Рамы были окружены частой железной сеткой, и свет солнца не мог пробиться к нам сквозь стекла, покрытые мучной пылью. Нам было тяжело в каменной коробке I с копотью, покрывающей потолок. Мы вставали в пять часов утра и в шесть садились делать крендели из теста, приготовленного | для нас товарищами. Лампа, висящая над столом, скудно освещала хмурые лица. Огромная печь была похожа на голову сказочного чудовища, открывшего свою широкую пасть.

(Обратим внимание на разную роль союза и в предложениях.) Фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: Вот он сверкает вдали и темной полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это \ было то место Днепра, где он, дотоле спертый порогами, брал, | наконец, своё и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов I и волны его стлались по самой земле, не встречая ни утесов, ни возвышений.

(Обратим внимание на устаревший союз дотоле, создающий J образ времени, найдем синонимичный ему союз: до тех пор; рас-I смотрим усилительную роль составного союза ни... нив последнем предложении.)

3. Союзы в поэтических текстах. См. примечание к п. 2.

1) Немного лиц мне память сохранила, Немного слое доходят до меня, А прочее погибло безвозвратно... Но близок день, лампада догорает...

А.С. Пушкин (Во фрагменте два противительных союза. С помощью союза а третье предложение в составе сложного сопоставляется с первыми двумя, как бы отсекая минувшее. Союз но, начинающий последнюю строку, обрывает размышления, воспоминания Пимена, прерывает паузу обозначенную многоточием.) Союз

2) И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут...

А.С. Пушкин (Повторяющийся соединительный союз и открывает первые три строки строфы три предложения с параллельной связью. Этот союз скрепляет мысли, словно нанизывает строчки, усиливает плавность поэтической речи, придает ей легкость, стремительность, усиливает выразительность речи. Четвертый союз и - внутри последней строки, находится после паузы, обозначенной тире. С его помощью завершается логическая цепочка, следствие которой - выплеск поэтической энергии: и стихи свободно потекут.)

3) По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

М.Ю. Лермонтов (В этом фрагменте тоже наблюдается анафора - одинаковое начало строк. Союз и тоже встречается четыре раза, но синтаксическая роль его другая. Первый союз соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечислении однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного. Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность.)

IV. Итог урока

Вывод о разнообразии роли союзов в художественных текстах, об их значении в создании последовательности, логичности изложения, в создании образа времени, в создании ритма, плавности речи и т. д.

Домашнее задание 1- § 56.

2. Выписать из школьных учебников (по биологии, географии, физике и т. д.) 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

4.

Цели: показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, конструирование и разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки пре­

пинания, сделайте синтаксический и пунктуационный разбор

предложения:

Р...сунок и цвет обоев могут (не, ни)только изм...нить внешний вид помещения но и смя...чить (не, ни)которые его (не, недостатки.

Дополнительные вопросы:

- Какие союзы встречаются в предложении? (Простой союз и, составной союз не только... но и.)

- Какова роль союзов в предложении? (Роль обоих союзов - соединительная. Рисунок и цвет обоев могут не только изменить внешний вид помещения, но и смягчить некоторые его недостатки.)

II. Проверка домашнего задания

Ученики зачитывают предложения с сочинительными и подчинительными союзами, выписанные из школьных учебников. Наиболее интересные предложения (с точки зрения использования союзов) записываем на доске и в тетрадях.

III. Изучение темы «Запятая между простыми

предложениями в союзном сложном предложении»

1. Слово учителя.

Так как правило заключено в самой формулировке темы, приступим сразу к применению этого правила на практике.

2. Разбор предложений.

Выберите в меню имя команды, отмеченное многоточием, и откроется диалоговое окно.

Чтобы выделить ячейку, щелкните на ней мышью.

Если выделить весь ряд данных, а затем щелкнуть на одной из его меток, то из всего ряда останется выделенной только эта метка.

Комментарий. Необходимо объяснить постановку знаков препинания, выделить правильно части сложного предложения.

3. Конструирование предложений.

Задание: по аналогии с инструкцией по работе с компьютером составьте предложения, используя ваши знания о союзах и употребляя глаголы в повелительном наклонении.

Например:

Чтобы узнать, части простого или сложного предложения соединяет союз И, выделите основы.

Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если это удалось, то перед нами сложноподчиненное предложение.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 323: устный разбор, построение схем предложений на доске и в тетрадях, письменное выполнение.

2. Упражнение 324: самостоятельное выполнение с последующим разбором, выполнение схем предложений на доске.

Домашнее задание

1. § 57.

2. Упражнение 325, 326 (по выбору или по вариантам).