Тема. Простые и составные союзы.

Урок 113

Цели: расширить знания учеников о простых и составных союзах; совершенствовать навыки анализа текста, навыки составления (.плана

Методические приемы: элементы анализа текста, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение.

Ход урока 11. Лингвистическая разминка

Л. Проверка домашнего задания

1. Рассказ о союзе как части речи.

2. Упражнение 314: беседа о роли и значении союзов в отрывке из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

3. Упражнение 316: выразительное чтение стихотворения.

4. Упражнение 317: беседа по вопросам; устное объяснение орфограмм и пунктограмм.

Комментарий. Во втором предложении союз потому что выражает причинно-следственные отношения; в пятом - союз чтобы выражает целевые отношения; в шестом - союз а выражает отно­шения сопоставления; в девятом - союз если выражает отношения условия.

Тип речи - рассуждение. Стиль текста - публицистический. Деление текста на абзацы: 1-й абзац - предложения 1-4; 2-й абзац - предложения 5-8; 3-й абзац - предложения 9-10.

III. Изучение темы «Простые и составные союзы»

- По аналогии с тем, что вы знаете о простых и составных предлогах, скажите, чем простые союзы отличаются от составных. (Простые союзы состоят из одного слова, составные - из двух и более слов.)

- Приведите примеры простых и составных союзов. (Простые: и, а, но, чтобы, если; составные: не только... но и; потому что, так как, как... так.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 318: выразительное чтение, комментированное

письмо.

В этом упражнении важно показать, что место знаков препинания зависит от смыслового ударения, в некоторых случаях возможна вариативная постановка запятой:

Бабушка крепко держала меня за руку и серьезно, но вопросительно посматривала на присутствующих (,) до тех пор, пока любопытство всех гостей было удовлетворено...

Требует пояснения необычная форма союза в 5^м предложении:

Только что вы ушли, она вдруг искренно стала раскаиваться.

Важно предупредить немотивированную постановку запятой перед что, показать, как связаны между собой слова в каждом из простых предложений в составе сложного, попросить составить синонимичное предложение с другим союзом, переставив части предложения: Она вдруг искренно стала раскаиваться, как только вы ушли.

2. Упражнение 320: чтение текста, беседа по вопросам, составление плана. .

Комментарий. Стиль текста о выдающемся филологе Ф.И. Буслаеве - публицистический.

Примерный план (можно дать задание составить по вариантам обычный и вопросный план): I. Основные заслуги Ф.И. Буслаева в развитии филологии.

- Кем был Ф.И. Буслаев?

И. Продолжение традиций сравнительно-исторического изучения языков.

- Какие традиции русской филологии продолжил Ф.И. Буслаев?

III. Преподавательская деятельность ученого.

- Каковы педагогические заслуги ученого?

IV. Основной труд Ф.И. Буслаева - «О преподавании отечественного языка»

- Какова основная мысль труда Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»?

Домашнее задание

1. § 55.

2. Упражнение 319..

3. Упражнение 320: пересказ текста.