Тема. Синтаксическая роль слов категории состояния. Повторение.

Урок 95

Тема. Морфологический разбор категории состояния

Урок 94

Цели: показать порядок разбора слов категории состояния; совершенствовать навыки анализа и пересказа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, сжатое изложение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте

части речи.

Опадали последние, ослепительно желтые листья кленов, под ногами шуршало, небо ясное, воздух чист и прозрачен.

II. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам упражнения 281.

Слова категории состояния: торжественно, тихо. Общее значение - состояние природы; синтаксическая роль - сказуемые.

Стиль текста - художественный с элементами публицистического (вопросительные предложения; цель текста - привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном.)

III. Сжатое изложение

Учитель читает текст один раз, ученики пересказывают текст в 4-6 предложениях.

IV. Изучение темы «Морфологический разбор категории

План морфологического разбора дается в учебнике - § 46, с. 128. Ученики изучают тему самостоятельно. Обсуждение вопроса:

- Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернутые, чем планы морфологического разбора деепричастия, наречия и категории состояния?

(Деепричастие, наречие и категория состояния — неизменяемые части речи, поэтому у них невелик набор грамматических признаков.)

V. Выполнение упражнений

Упражнение 280: морфологический разбор слов категории состояния. Разбор слов из 1-го предложения выполняется у доски (письменно и устно), слов из 2-го и 3-го предложений - 1-й вариант, из 4-го и 5-го предложений - 2-й вариант (письменно в тетрадях).

Домашнее задание 1- §46.

2. Упражнение 282.

Цель: показать роль слов категории состояния в художественной речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка '

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

препинания, сделайте синтаксический разбор предложения,

обозначить части речи.

Судя по тормозному пути машину пов...ло (с)начал... (в)лев... потомре(з, с)ко бросило (в)прав... (Б. Акунин.)

(Судя по тормозному пути, машину повело сначала влево, потом резко бросило вправо. Наречия - сначала, влево, потом, резко, вправо; слова категории состояния: повело, бросило.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 279: выразительное чтение, краткий пересказ отрывков, выполнение заданий.

Комментарий. Тип текста первого отрывка - повествование: выделенные слова показывают ряд последовательных действий.

Словосочетания с наречиями: жестоко страдал, только теперь почувствовал.

Словосочетания со словами категории состояния: было стыдно, стало необыкновенно весело, как хорошо выйти, как славно и легко на душе.

III. Употребление слов категории состояния в художественной

речи

Задание: найти или вспомнить предложения со словами категории состояния из художественных произведений и записать их.

Можно устроить соревнование: кто за определенное время (8-10 минут) найдет больше примеров. Учитывается и выразительность примеров.

Например:

1) На другой день гусару стало хуже. (А.С. Пушкин, «Станционный смотритель».)

Сказуемое стало хуже выражено словами категории состояния. Обратим внимание на форму сравнительной степени плохо -хуже: она образуется от другого корня, так же как форма лучше от слова хорошо.

2) Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. (В.А. Жуковский.)

3) С души как бремя скатится,

Сомненья далеко -

И верится, и плачется, И так легко, легко...

(М. Лермонтов.)

4) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (И.С. Тургенев.)

5) Маленькой елочке холодно зимой.

- Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребляются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состояния природы (описание пейзажей).

Домашнее задание

1.§45.

2. Упражнение 281 (подготовка к сжатому изложению).