Тема. Смысловые группы наречий.
Урок 60-62
Цели: систематизировать знания учеников о значении наречий; расширять речевую компетентность.
Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицами, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
- Какие значения слова наречие вам известны?
- Охарактеризуйте наречие как часть речи.
- На какие вопросы отвечают наречия?
- Какова обычная роль наречий в предложении?
- С какими частями речи могут сочетаться наречия?
- Есть ли общие грамматические признаки у наречий и имен прилагательных?
- Что общего у наречий и деепричастий?
2. Упражнение 199: проверка по цепочке; устный ответ на вопрос о значении наречий в тексте.
II. Изучение темы «Смысловые группы наречий»
1 Слово учителя.
Наречия широко применяются в нашей речи. В зависимости от значений наречия делятся на несколько смысловых групп.
- О чем говорят наречия? (О том, как, когда, каким образом,
по какой причине и какой целью происходит действие.)
Задание: запишите значения наречий в виде таблицы, пользуясь свои знаниями и материалом учебника. Примеры подберите самостоятельно.
2. Составление таблицы.
Значения
Вопросы
Примеры
1. Образ действия
как? каким образом?
умело
2. Время
когда? с каких пор? до каких пор?
утром, издавна, бесконечно
Значения
Вопросы
Примеры
3. Место
где? куда? откуда?
везде, налево, справа
4. Причина
почему?
5. Цель
зачем? с какой целью?
нарочно, нечаянно, назло
6. Мера
сколько? во сколько раз? на сколько? в какой степени? в какой мере?
дважды, втрое, намного, чрезвычайно, совершенно.
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 202: устно.
2. Упражнение 204: комментированное письмо.
3. Упражнение 205: дополнить таблицу примерами из упражнения.
4. Упражнение 206: комментированное письмо.
IV. Работа с таблицей наречий, указывающих на признак
Существуют наречия, которые не называют признаки, а только указывают на них.
Прочитаем стихотворение Маршака (упражнение 97). - На какие признаки указывают наречия? Систематизируем группы таких наречий, составив таблицу:
Указательные
здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда
Неопределенные
где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где, кое-как
Вопросительно-относительные
где, когда, куда, зачем, как, почему
Отрицательные
никак, негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, незачем, нипочём, ничуть, нисколько
Упражнение 207: выразительное чтение, отнесение наречий к группам, указывающих на признаки. Комментарий. Маршак обыгрывает слова вполголоса и в два голоса. Найдем значения слов в словаре. Наречие вполголоса значит негромко; в два голоса значит партия на два голоса в музыкальном произведении.
V. Работа над речевыми нормами
Упражнение 209: вместо слова обратно необходимо употребить S слово опять (снова).
Домашнее задание
1. § 33.
2. Упражнения 208, 210.
3. Творческая работа: сочинение по картине И. Попова «Первый снег» (упражнение 211).