Тема. Смысловые группы наречий.

Урок 60-62

Цели: систематизировать знания учеников о значении наречий; расширять речевую компетентность.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицами, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

- Какие значения слова наречие вам известны?

- Охарактеризуйте наречие как часть речи.

- На какие вопросы отвечают наречия?

- Какова обычная роль наречий в предложении?

- С какими частями речи могут сочетаться наречия?

- Есть ли общие грамматические признаки у наречий и имен прилагательных?

- Что общего у наречий и деепричастий?

2. Упражнение 199: проверка по цепочке; устный ответ на вопрос о значении наречий в тексте.

II. Изучение темы «Смысловые группы наречий»

1 Слово учителя.

Наречия широко применяются в нашей речи. В зависимости от значений наречия делятся на несколько смысловых групп.

- О чем говорят наречия? (О том, как, когда, каким образом,

по какой причине и какой целью происходит действие.)

Задание: запишите значения наречий в виде таблицы, пользуясь свои знаниями и материалом учебника. Примеры подберите самостоятельно.

2. Составление таблицы.

Значения

Вопросы

Примеры

1. Образ действия

как? каким образом?

умело

2. Время

когда? с каких пор? до каких пор?

утром, издавна, бесконечно

Значения

Вопросы

Примеры

3. Место

где? куда? откуда?

везде, налево, справа

4. Причина

почему?

5. Цель

зачем? с какой целью?

нарочно, нечаянно, назло

6. Мера

сколько? во сколько раз? на сколько? в какой степени? в какой мере?

дважды, втрое, намного, чрезвычайно, совершенно.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 202: устно.

2. Упражнение 204: комментированное письмо.

3. Упражнение 205: дополнить таблицу примерами из упражнения.

4. Упражнение 206: комментированное письмо.

IV. Работа с таблицей наречий, указывающих на признак

Существуют наречия, которые не называют признаки, а только указывают на них.

Прочитаем стихотворение Маршака (упражнение 97). - На какие признаки указывают наречия? Систематизируем группы таких наречий, составив таблицу:

Указательные

здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда

Неопределенные

где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где, кое-как

Вопросительно-относительные

где, когда, куда, зачем, как, почему

Отрицательные

никак, негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, незачем, нипочём, ничуть, нисколько

Упражнение 207: выразительное чтение, отнесение наречий к группам, указывающих на признаки. Комментарий. Маршак обыгрывает слова вполголоса и в два голоса. Найдем значения слов в словаре. Наречие вполголоса значит негромко; в два голоса значит партия на два голоса в музыкальном произведении.

V. Работа над речевыми нормами

Упражнение 209: вместо слова обратно необходимо употребить S слово опять (снова).

Домашнее задание

1. § 33.

2. Упражнения 208, 210.

3. Творческая работа: сочинение по картине И. Попова «Первый снег» (упражнение 211).