Тема. Наречие как часть речи. Общие признаки наречия.
Урок 58-59
Цели: расширить знания учеников о наречии как части речи; показать грамматические признаки наречия.
Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, словарная работа, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Фонетический разбор слов: очень, вчера.
Очень - 2 слога Вчера - 2 слога
о-{о] в-[ф]
ч-[ч] ч-[ч]
е-[и] е-[и]
н-[н'] p-tp]
ь-Н а-[а]
(5 букв, 4 звука) (5 букв, 5 звуков)
II. Объяснение темы «Наречие как часть речи»
Слово учителя.
Слово «наречие» имеет несколько значений. Заглянем в словари.
Например, в четырехтомном «Словаре русского языка» под реакцией А.П. Евгеньевой приводятся омонимы:
Наречие: 1) Совокупность местных говоров или диалектов какого-л. языка, обладающих общими для них диалектными особенностями. (Южновеликорусского наречие)
2) Устаревшее. То же, что язык. {Русский должен знать все славянские наречия. И.С. Тургенев.)
3) Разговорное, устаревшее. Язык какой-л. группы населения {Всё это, разумеется, было сказано на крестьянском наречии. А.С. Пушкин.)
4) Наречие: Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета, например: быстро, вслух, мастерски, наяву, чрезвычайно.
Нас сейчас интересует наречие как самостоятельная часть речи ,разберемся, что за часть речи наречие.
Мы помним, что предметы могут иметь признаки, которые выражаются именами прилагательными, и признаки по действию, которые выражаются причастиями.
У действий тоже существуют свои признаки, которые выражаются особой частью речи - наречиями: горячо спорить, встретиться вечером, двигаться впереди, идти навстречу, нарочно испортить, очень устать и т. д. Мы видим, что эти признаки присоединяются к глаголам, зависят от них.
- На какие вопросы отвечают наречия?
- Попробуем изменить глаголы, поставить их в разные формы: горячо споришь, встретимся вечером, двигался впереди, иду навстречу, нарочно испортила, очень устаем.
- Изменились ли наречия при изменении глаголов? (Нет. Наречие, как и деепричастие - неизменяемая часть речи.)
- Придумайте предложения, в которые вошли бы эти словосочетания глаголов с наречиями.
- Какими членами предложения выступают наречия? (Обстоятельствами.)
- Какие еще части речи имеют значение действия? (Причастия, деепричастия.)
- Образуйте от данных глаголов причастия и деепричастия. Сочетаются ли с ними наречия? (Да, сочетаются: горячо споривший, встретившись вечером, двигающийся впереди, идущий навстречу, нарочно испортив, очень устав.)
Попробуем еще расширить сферу влияния наречий. Придумаем словосочетания других самостоятельных частей речи с наречиями: яйца всмятку (с существительным), очень интересный (с прилагательным). Наречие может сочетаться и с другим наречием: необычайно быстро, довольно хорошо.
- А может ли наречие образовывать словосочетания с место
имениями и числительными? (Нет.)
Ш. Выполнение упражнений 1. Упражнение 197: комментированное письмо. 2. Упражнение 198: устно. 3. Упражнение 200: устно; задание с прямой речью, морфологический разбор слова убитым и синтаксический разбор последнего I предложения - письменно у доски и в тетрадях.
Сточки зрения норм литературного языка неоправданно употреблено наречие в словосочетании ужасно
глубокие.
4. Упражнение 201: устно (из истории языка). Домашнее задание
1- § 32.
2. Упражнение 199.