Тема. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.
Урок 47-48
1.
Цели: дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях; закрепить знания о морфологии деепричастия.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический I разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Игра «Четвертый лишний»
Зависевший, умывшись, подействовав, играя. {Зависевший - причастие, остальные слова - деепричастия.) Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив. {Углубляясь - деепричастие несовершенного вида, остальные -; совершенного вида.)
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала:
- Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.
- Какие глагольные признаки имеет деепричастие?
- Назовите наречные признаки деепричастия.
- Какова синтаксическая роль деепричастия?
2. Чтение предложений, содержащих деепричастия, определение
;' видов деепричастий.
[ III. Объяснение темы «Деепричастный оборот»
1. Слово учителя.
При объяснении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предложении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Главное - правильно определить его границы.
Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения - обстоятельство.
2. Примеры для синтаксического разбора, построение схем (см. с. 77).
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.
(Из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».)
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 162: комментированное письмо.
2. Упражнение 163: устный разбор.
Комментарий. Тип речи - рассуждение. Стиль текста - научный.
Дополнительный вопрос:
- Какая наука изучает действие силы? (Физика.)
Примерный вопросный план текста:
I. От чего зависит результат действия силы?
II. Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег?
III. Что называется давлением?
IV. Как определить величину давления?
3. Упражнение 164: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. §27.
Упражнение 165.
2.
Цели: закрепить умение находить деепричастный оборот в предложении; показать роль деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; активизировать самостоятельную работу учеников.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вопросы.
- Что такое деепричастный оборот?
- Что общего у деепричастного оборота с причастным?
- Каким членом предложения является деепричастный оборот?
2. Упражнение 165: взаимопроверка; в это время на доске выполняются схемы предложений.
II. Практическое задание
В предложениях, записанных на доске, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Выполняется на доске и в тетрадях.)
1) (Не, ни) останавливаясь он (з, с)делал мне знак и(д, т}ти следом. (В. Пелевин.)
2) Любой лаб...ринт можно пройти всё время пов...рач...вая (на)прав... (В. Пелевин.)
Комментарий. В первом предложении - опережающая орфограмма: не с деепричастиями. Предложим ученикам порассуждать, слитно или раздельно пишется деепричастие с не.
Во втором предложении важно правильно (по смыслу) определить границы деепричастного оборота: он начинается с зависимого от деепричастия слова.
1) Не останавливаясь, он сделал мне знак идти следом.
2) Любой лабиринт можно пройти, всё время поворачивая на-щправо.
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 167: устно.
Упражнение 166: комментированное письмо. Необходимо со-• поставить предложения с однокоренными словами - с причастием Ви деепричастием: как меняется смысл предложений? Определим вид причастий и деепричастий.
3. Конструирование предложений.
Упражнение 168: обсуждаем варианты предложений, сконструированных по данным схемам, лучшие записываем на доске и в тетради.
4. Роль деепричастных конструкций в предложении.
Упражнение 169: обсуждение вопросов, письменное выполнение по вариантам (1-й вариант - предложения под цифрами Ни 2, 2-й вариант - под цифрами 3 и 4) с последующей взаимо- проверкой.
Домашнее задание
1. §27.
2. Выписать из художественных произведений пять предложений с деепричастными конструкциями, сделать синтаксический разбор.