Урок 50

Тема. Раздельное написание не с деепричастиями.

Урок 49

Цели: повторить правописание с не различных частей речи; показать синтаксическую и интонационную необходимость выделения деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант (повторение правописания с не.различных частей речи).

Не хочу объясняться; непричастный к заговору; неволить человека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина; непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; очень несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не продуман; нетронутые пространства тайги; несжатая полоса; нерешенная проблема, неделикатный поступок.

II. Проверка домашнего задания

1. Связные рассказ о деепричастии и знаках препинания при деепричастных конструкциях.

2. Чтение предложений с деепричастными конструкциями, выполнение синтаксического разбора и схем предложений у доски.

III. Изучение темы «Раздельное написание не

с деепричастиями»

Слово учителя.

В объяснительном словарном диктанте мы повторили правописание с не имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, полных и кратких причастий.

Мы знаем, что не с глаголом пишется раздельно, за исключением случаев, когда слово без не не употребляется. Это же относится и к деепричастию, части речи, близкой к глаголу по значению. Запишем примеры, подберем свои:

Не уставая, не желая, не присев, не ответив. Негодуя, неволя. IV. Закрепление нового материала

Сделать синтаксический разбор предложений, написанных на I доске, объяснить орфограммы и пунктограммы. I 1) Еще (не) веря (не)жда(н, нн)ой удач ...он в(з, с)карабкался по I ступенькам автобуса. (Б. Акунин.)

2) (Не, ни) теряя др...гоце(н, нн)ого врем...ни Остап швырнул I шахматной доской в лампу и ударяя в наступившей темноте по I чьим(то) челюстям и лбам выбежал на улицу. (Ильф, Петров.) Дополнительное задание: найти причастия, определить их грамматические характеристики.

Комментарий. Нежданной - страдательное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения; в наступившей - действительное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения.

1) Еще не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступенькам автобуса.

2) Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахматной доской в лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим-то

челюстям и лбам, выбежал на улицу. V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 170: комментированное письмо.

Дополнительное задание: вспомнить другие пословицы и поговорки, в которых есть деепричастия с не.

2. Упражнения 171,172: самостоятельная работа по вариантам

с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание

1- §28.

2. Упражнение 173.