Тема. Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Урок 40
Урок 38-39
Тема. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Цель: закрепить навыки написания не с причастиями, пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы.
Методические приемы: практическая работа, лингвистический разбор, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: Непроснувшийся — слово образовано приставочным способом. Словообразовательный ряд:
непроснувшийся <— проснувшийся <— проснуться *— спать. Слово проснуться образовано приставочно-суффиксальным \ способом, причем от корня остается только согласный с.
II. Проверка домашнего задания
1. Сообщение о случаях слитного и раздельного написания не с
причастиями.
2. Упражнение 134: один ученик выполняет у доски морфологический разбор (выполнивший), в это время упражнение проверяется
«по цепочке».
I III. Объяснительный диктант
1) Я не уставал рассказывать друзьям обо всём: о речке, о рыбалке на заре, о невиданных размеров белом грибе, найденном мной под небольшой елью.
2) Неотремонтированная квартира выглядит неопрятно.
3) Эти обои не просохшие, а еще влажные.
4) Меня поразил его недоумевающий взгляд, брошенный исподлобья.
5) Совершенно непрожаренное мясо есть было невозможно.
6) Необходимые аргументы так и не найдены.
7) Еще не прочитанная книга лежала на подоконнике уже не-
щ делю.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 136: выразительное чтение, беседа по вопросам,
I самостоятельное выполнение письменно.
Комментарий. Стиль текста художественный, основная мысль - человек беспомощен перед природой, обладающей необычайной мощью.
2. Упражнение 137: устный разбор, письменное выполнение.
Комментарий. Слово неправильный из первой группы надо
перенести во вторую группу (оно может употребляться без не).
Предложение из четвертой группы: Телефон до сих пор не отремонтирован. - следует перенести в третью группу.
V. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 67, в словарик синонимов; определить слова как части речи, найти общее значение слов. Разобрать слово зловещий по составу.
Страшный, устрашающий, ужасающий, ужасный, чудовищный, жуткий, зловещий, грозный.
Домашнее задание
1. §24.
2. Упражнение 138.
Цели: повторить написание еиё после шипящих в различных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, повторение изученного материала.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах; тощих площадных актеров, пёстрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих веселых собак. (Ю. Олеша.)
Дополнительные задания:
- Сделать синтаксический разбор предложений,
- Найти в тексте причастия, определить их синтаксическую роль, сделать морфологический разбор причастий. (Запружена, сшитых, тянувших.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 138: ученики читают виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не. Все данные сводятся в таблицу на доске, которую ученики переносят в тетради.
III. Изучение темы «Буквы еиё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени»
1. Повторение изученного. ,
- О каких орфограммах вы вспомнили, прочитав тему урока?
Приведите примеры.
Комментарий.
Буквы о — ё после шипящих в корне слова: под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е {чёлка - чело, щётка - щетина, шёлк - шелка). В других случаях пишется о {шорох, обжора, шов, крыжовник и т. д.).
Буквы о - ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных: под ударением пишется о, без ударения - ё {сачок, бельчонок, холщовый, смешон, но: грушевый, плащевой).
Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных: под ударением пишется о, без ударения - ё {лицо, свечой, меньшего, но: ситцем, товарищем, большого).
В окончаниях глаголов единственного числа настоящего времени пишутся буквы ё (в глагольных формах никогда не бывает о): < печём, печёшь, влечёт.
2. Слово учителя.
В суффиксах полных причастий -енн- и кратких причастий -I ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения - е: включён - включены, огорчён - огорчены, завершён — завершены.
На письме и в печатных изданиях часто не ставятся точки над буквой ё. Главное - запомнить, что в глагольных формах и в причастиях (они тесно связаны с глаголами) никогда не пишется о.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнения 139, 140: комментированное письмо.
2. Упражнение 142: записать слова в несколько столбиков, распределив их по орфограммам. Главное - правильно определить часть речи и морфему (часть слова).Дополнительное задание (выполняется в освободившееся время): заполнить свободные строки таблицы примерами.
3. Упражнение 144: выполняется по вариантам с последующей взаимопроверкой.
Домашнее задание
1. § 25.
2. Упражнение 141: письменно.
3. Упражнение 143: подготовка к диктанту.
. 4. Упражнение 145: подобрать материал к сочинению.