Тема. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Урок 25-26

Тема. Краткие и полные страдательные причастия

Урок 24

Цели: закрепить знания учеников о страдательных причастиях; дать понятие о краткой и полной формах страдательных причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: наблюдения в тексте, объяснения учителя, орфоэпическая работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Вопросы на усвоение материала.

- Что обозначают действительные причастия?

- Что обозначают страдательные причастия?

- Чем отличаются суффиксы страдательных причастий от суффиксов действительных?

2. Взаимопроверка упражнения 85.

П. Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) б, д; 2) в, г; 3) б, в, г. Вариант 2: 1) а, в, д; 2) б, г; 3) в, г.

III. Изучение темы «Краткие и полные страдательные причастия»

1. Сопоставление полных и кратких страдательных причастии

Сравним пары предложений, определим основы, выделим причастия (предложения написаны на доске):

Стадион, освещенный мощными прожекторами, был полон.

Полный стадион освещен мощными прожекторами.

В окно, распахнутое настежь, влетела птица.

Окно распахнуто настежь.

В первых предложениях каждой пары содержатся полные страдательные причастия, во вторых - краткие.

Сопоставим этот факт с известными нам полными и краткими прилагательными: хороший - хорош, белый - бел, смелый - смел и т. д.

Как и краткие прилагательные, краткие страдательные причастия являются в предложении сказуемыми.

2. Работа с теоретическим материалом учебника. Ученики самостоятельно изучают § 15.

3. Вопросы на усвоение материала.

- Как изменяются страдательные причастия в краткой форме? Приведите примеры.

- Какую роль играют полные страдательные причастия в предложении?

- Какую роль играют краткие страдательные причастия в предложении?

IV. Орфоэпическая работа

Упражнение 87: прочитаем правильно слова в рамке на с. 40, выполним задание; хором произнесем краткие страдательные причастия женского рода.

V. Выполнение упражнений

Упражнение 88: устный разбор, письменное выполнение; словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняются у доски и в тетрадях. Домашнее задание

1. § 15.

2. Упражнение 89.

Цели: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, повторение пройденного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения: ' Чистка плиты и закопченной посуды -трудоемкое занятие.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 89: проверка «по цепочке». Дополнительные вопросы:

- Назовите причастия, встретившиеся в предложении: действительные и страдательные.

- Образуйте краткую форму страдательных причастий.

III. Изучение темы «Действительные причастия

настоящего времени»

1. Записать глаголы в 3-м лице множественного числа в два

столбика (I и II спряжения), оставляя каждый раз чистую строку:

думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить,

строить, каяться-

Выделить окончания глаголов.

2. Образовать от этих глаголов действительные причастия на­

стоящего времени, подписать в свободные строки.

думают

клеят

думающий

клеящий

бреют

гонят

бреющий

гонящий

лелеют

лечат

лелеющий

лечащий

сеют

любят

сеющий

любящий

каются

строят

кающийся

строящий

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице множественного числа), от которого они образованы.

Если действительное причастие образовано от глагола I спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола II спряжения - гласную а (я).

3. Изучение теоретического материала учебника (§ 16, с. 42-43),

беседа по вопросам.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 90: комментированное письмо.

Комментарий: причастие не образуется от глагола построить

(т. к. это глагол совершенного вида).

2. Упражнение 91: письменно;, взаимопроверка.

3. Упражнение 92: устно.

4. Упражнение 93: письменно.

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 44), в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты:

Силуэт, поразительный, тонкий, чуткий, изощренный. В каком стиле преимущественно используются, эти слова? Домашнее задание 1- § 16. 2. Упражнение 94.