Тема. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Урок 25-26
Тема. Краткие и полные страдательные причастия
Урок 24
Цели: закрепить знания учеников о страдательных причастиях; дать понятие о краткой и полной формах страдательных причастий; развивать пунктуационные навыки.
Методические приемы: наблюдения в тексте, объяснения учителя, орфоэпическая работа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала.
- Что обозначают действительные причастия?
- Что обозначают страдательные причастия?
- Чем отличаются суффиксы страдательных причастий от суффиксов действительных?
2. Взаимопроверка упражнения 85.
П. Тест
Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1: 1) б, д; 2) в, г; 3) б, в, г. Вариант 2: 1) а, в, д; 2) б, г; 3) в, г.
III. Изучение темы «Краткие и полные страдательные причастия»
1. Сопоставление полных и кратких страдательных причастии
Сравним пары предложений, определим основы, выделим причастия (предложения написаны на доске):
Стадион, освещенный мощными прожекторами, был полон.
Полный стадион освещен мощными прожекторами.
В окно, распахнутое настежь, влетела птица.
Окно распахнуто настежь.
В первых предложениях каждой пары содержатся полные страдательные причастия, во вторых - краткие.
Сопоставим этот факт с известными нам полными и краткими прилагательными: хороший - хорош, белый - бел, смелый - смел и т. д.
Как и краткие прилагательные, краткие страдательные причастия являются в предложении сказуемыми.
2. Работа с теоретическим материалом учебника. Ученики самостоятельно изучают § 15.
3. Вопросы на усвоение материала.
- Как изменяются страдательные причастия в краткой форме? Приведите примеры.
- Какую роль играют полные страдательные причастия в предложении?
- Какую роль играют краткие страдательные причастия в предложении?
IV. Орфоэпическая работа
Упражнение 87: прочитаем правильно слова в рамке на с. 40, выполним задание; хором произнесем краткие страдательные причастия женского рода.
V. Выполнение упражнений
Упражнение 88: устный разбор, письменное выполнение; словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняются у доски и в тетрадях. Домашнее задание
1. § 15.
2. Упражнение 89.
Цели: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснения учителя, повторение пройденного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения: ' Чистка плиты и закопченной посуды -трудоемкое занятие.
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 89: проверка «по цепочке». Дополнительные вопросы:
- Назовите причастия, встретившиеся в предложении: действительные и страдательные.
- Образуйте краткую форму страдательных причастий.
III. Изучение темы «Действительные причастия
настоящего времени»
1. Записать глаголы в 3-м лице множественного числа в два
столбика (I и II спряжения), оставляя каждый раз чистую строку:
думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить,
строить, каяться-
Выделить окончания глаголов.
2. Образовать от этих глаголов действительные причастия на
стоящего времени, подписать в свободные строки.
думают
клеят
думающий
клеящий
бреют
гонят
бреющий
гонящий
лелеют
лечат
лелеющий
лечащий
сеют
любят
сеющий
любящий
каются
строят
кающийся
строящий
Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице множественного числа), от которого они образованы.
Если действительное причастие образовано от глагола I спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола II спряжения - гласную а (я).
3. Изучение теоретического материала учебника (§ 16, с. 42-43),
беседа по вопросам.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 90: комментированное письмо.
Комментарий: причастие не образуется от глагола построить
(т. к. это глагол совершенного вида).
2. Упражнение 91: письменно;, взаимопроверка.
3. Упражнение 92: устно.
4. Упражнение 93: письменно.
V. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с. 44), в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты:
Силуэт, поразительный, тонкий, чуткий, изощренный. В каком стиле преимущественно используются, эти слова? Домашнее задание 1- § 16. 2. Упражнение 94.