Тема. Знаки препинания при причастном обороте.

Урок 20-21

Цели: углубить представление о причастном обороте; развивать навыки выделения причастных оборотов в тексте, пунктуационные навыки.

Методические приемы: обсуждение сочинений-описаний, объяснения учителя; выразительное чтение; наблюдения над текстом, словарная работа, конструирование предложений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение и обсуждение нескольких сочинений - описаний окрестностей местности.

2. Проверка усвоения материала.

- Расскажите, что вы знаете о причастном обороте (связное сообщение).

 

- В каких случаях причастный оборот не выделяется запятыми?

- Приведите примеры предложений с причастными оборотами, стоящими до и после определяемого слова.

II. Закрепление темы «Причастный оборот»

1. Контрольное списывание.

На одной стороне доски помещен текст с пропусками. Необходимо вставить пропущенные буквы и знаки препинания. После выполнения открывается вторая половина доски, на которой помещен текст без пропусков. Ученики сверяют написанное со своими записями, устно поясняют выбор орфограмм и пунктограмм.

Прочитаем текст выразительно, интонацией подчеркивая наличие или отсутствие выделения причастного оборота.

В газетах по... вилось сообщение об открыты.... зап... тентова(н, нн)ом одним изро(с, сс)ийскихуч...ных. При создани... (сверхтонко... слоя из микроск...пических коллоидных золотых ч...стиц находящийся за ним предмет ст...новит...ся (не, ни)вид...мым для наблюдателя. (Не, ни)ужел... (шапка)(не, ни)'в...димка и волшебный плащ... Гарри Поттера станут яв...ю?

(В газетах появилось сообщение об открытии, запатентованном одним из российских ученых. При создании сверхтонкого слоя из микроскопических коллоидных золотых частиц находящийся за ним предмет становится невидимым для наблюдателя. Неужели шапка-невидимка и волшебный плащ Гарри Поттера станут явью?)

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 72: устный разбор, письменное выполнение.

Упражнение 75: выявление речевых ошибок, запись исправленных предложений, чтение с соответствующей интонацией.

(Росшие у ручья незабудки зацвели. Показавшееся из-за туч солнце ярко осветило лес и поляну. Появившиеся на деревьях почки I говорили о наступавшей весне.

На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. Молчаливо стоят березы и клены, одетые листвой. Широко разливаются реки, наполняемые талой водой.)

Упражнение 74: комментированное письмо. III. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 34), в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.

Обратим внимание учеников на возможность двоякого произношения слова береста, на преимущественный выбор берёста, из берёсты.

Пакет, берёста, из берёсты, береста.

Домашнее задание 1- § 12. 2. Упражнение 73.