Тема. Склонение причастий.
Урок 17.
Цели: показать сходство склонений причастий и прилагательных; закрепить навыки разора словосочетания; способствовать развитию речи учеников.
Методические приемы: лингвистический разбор, устные выступления, объяснения учителя, конструирование предложений, словарная работа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Слушаем 3-4 выступления, предупреждаем о продолжении слушаний на следующем уроке.)
2. Свободный диктант (по тексту упражнения 63).
II. Изучение темы «Склонение причастий»
1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий (по материалам учебника, с. 29).
2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе (самостоятельная работа; один из учеников выполняет задание на доске).
Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.
3. Выполнение упражнений.
Упражнение 64: склонение словосочетаний, конструирование предложений. Один из учеников выполняет задание на доске. Упражнения 65, 66: самостоятельная работа.
Комментарии к упражнению 66.
Словосочетания с главным словом - существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.
Словосочетания с главным словом - причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.
III. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,29,30), в словарики. Придумать предложения с этими словами (по вариантам).
Присутствовать, искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка.
1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений.
2. Проверка усвоения материала.
- В чем особенности склонения причастий?
- Как выбрать гласную в окончании причастия?
- Какие словосочетания образуются с участием причастий?
3. Упражнение 67: проверка «по цепочке», синтаксический раз бор выполняет один из учеников на доске.
Дополнительный вопрос:
- Из какого произведения Куприна взяты предложения? («Белый пудель».)
II. Закрепление темы «Склонение причастий»
1. Упражнение 68: комментированное письмо.
2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, которые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия.
Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями.
3. Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений.
Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями.
Сейчас от былого величия остались только свидетели его -замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас - тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.)
Примечание: знаки препинания при причастных оборотах ученики еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы.
Домашнее задание
1.§11.
2. Творческая работа: придумать продолжение текста объяснительного диктанта или его начало.
Дополнительное задание (усложнение): включить в сочинение предложения с причастиями.