Тема. Склонение причастий.

Урок 17.

Цели: показать сходство склонений причастий и прилагательных; закрепить навыки разора словосочетания; способствовать развитию речи учеников.

Методические приемы: лингвистический разбор, устные выступления, объяснения учителя, конструирование предложений, словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Слушаем 3-4 выступления, предупреждаем о продолжении слушаний на следующем уроке.)

2. Свободный диктант (по тексту упражнения 63).

II. Изучение темы «Склонение причастий»

1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий (по материалам учебника, с. 29).

2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе (самостоятельная работа; один из учеников выполняет задание на доске).

Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.

3. Выполнение упражнений.

Упражнение 64: склонение словосочетаний, конструирование предложений. Один из учеников выполняет задание на доске. Упражнения 65, 66: самостоятельная работа.

Комментарии к упражнению 66.

Словосочетания с главным словом - существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.

Словосочетания с главным словом - причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.

III. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,29,30), в словарики. Придумать предложения с этими словами (по вариантам).

Присутствовать, искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка.

1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений.

2. Проверка усвоения материала.

- В чем особенности склонения причастий?

- Как выбрать гласную в окончании причастия?

- Какие словосочетания образуются с участием причастий?

3. Упражнение 67: проверка «по цепочке», синтаксический раз бор выполняет один из учеников на доске.

Дополнительный вопрос:

- Из какого произведения Куприна взяты предложения? («Белый пудель».)

II. Закрепление темы «Склонение причастий»

1. Упражнение 68: комментированное письмо.

2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, которые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия.

Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями.

3. Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений.

Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями.

Сейчас от былого величия остались только свидетели его -замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас - тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.)

Примечание: знаки препинания при причастных оборотах ученики еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы.

Домашнее задание

1.§11.

2. Творческая работа: придумать продолжение текста объяснительного диктанта или его начало.

Дополнительное задание (усложнение): включить в сочинение предложения с причастиями.