Раздел 3. Личность как субъект образования

Обвинять других людей или обстоятельства за собственное неправильное поведение свойственно детям.

Отказ взрослого человека от ответственности за собственные поступки - шаг к разложению личности.

Бруно Беттельгeйм

Задание 1. Сравните понятия по предложенному образцу:

А). 1- человек; 2 –социализация;

Б). 1 – воспитание; 2 – личность;

В). 1 – человек; 2- личность;

Г). 1 –человек; 2 –индивид;

Д). 1 – личность; 2 – индивидуальность;

Е). 1- личность; 2 – феральный человек;

Ж). 1 – задатки; 2 – способности;

З). 1 - задатки; 2 – формирование;

И). 1 - способности; 2 – развитие;

К). 1 –способности; 2 – формирование;

Л). 1 – способности; 2 – одаренность;

М). 1- задатки; 2 – гениальность;

Задание 2. Заполните пропуски в утверждениях, а где это необходимо выберите нужный вариант:

1. Живое существо, представитель биологического вида (homo sapiens), представляющее собой единство физического и духовного, биологического и социального, наследственного и приобретенного, обладающее задатками для прямохождения, развития речи, мышления, изготовления и использования орудий труда -……………

2. Предполагает принадлежность к человеческому роду и неповторимость характеристик каждого представителя вида, но не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Это понятие позволяет представить, что каждая особь имеет неповторимый набор известных, повторяемых характеристик, например, темные глаза, светлые волосы, высокий рост - ……………

3. Относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, индивидуально выраженное всеобщее – это ……….

4. Черты непохожести, выделяемые и закрепленные на всех этапах становления личности – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физиологических и психологических особенностей, отличающих данного человека от других – это ……

5. Комплекс воздействий окружающей среды на человека, способствующий избирательному усвоению индивидом норм и ценностей определенных социальных групп и общества в целом - ……………………. Иногда понятие …………………………….. заменяют на …………………. адаптацию, подчеркивая таким образом, что это процесс приспособления человека к социальному образу жизни.

6. Целенаправленный, специально организованный процесс формирования типологических качеств личности в соответствии с социально-педагогическим идеалом, задаваемым обществом - это………………………

7. Процесс, являющийся личностной инициативой, определенной тенденцией противодействия среде, приводящий к культивированию отличительных черт чаще всего непохожести одной особи на другую – это………….

8. Достижение человеком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, выстраивать свое поведение на основе осознания отношений с миром и сравнительно устойчивого ценностного выбора – это ……..

9. Накопления количественных и качественных изменений в структурах личности человека, процесс позволяющий раскрыть задатки и вывести их на уровень способностей – это …...

10. Процесс создания психологических и/или физиологических новообразований в структуре способностей, обусловленный мотивацией и воздействием среды – это ……………….

11. Врожденные анатомо-физиологические и/или психологические особенности, предрасполагающие индивида к успешности в определенных видах деятельности ……………….

12. Реализованная индивидом в определенной деятельности успешность - ……….

13. Прямохождение, речь, мышление, использование орудий труда – это………………………… способности.

14. Оперный голос, уникальная быстрота устного счета, художественный дар, спортивные достижения – это ………..

15. Движущими силами развития личности являются ……………….

16. Рене Декарт, Джон Дьюи по вопросу о доминировании генотипического или фенотипического в развитии личности придерживались мнения……………………………… их теория получила название ……………………………….

17. Джон Локк, Джон Уотсон по вопросу о доминировании генотипического или фенотипического в развитии личности придерживались мнения……………………………… их теория получила название ……………………………….

18. Совокупность общих и специальных способностей - это………………………….

19. Высшая степень успешности, реализованная в одном виде деятельности – это ……………

20. Высшая степень успешности, реализованная как минимум в двух видах деятельности, имеющая положительное и историческое значение – это…….

21. Специальная педагогика состоит из ряда отраслей: социальной, …………………………. и ………………………….. педагогики

22. Дети, имеющие непоправимые дефекты здоровья являются субъектом рассмотрения …………………….. отрасли специальной педагогики

23. Дети, имеющие поправимые отклонения поведения и здоровья являются субъектом рассмотрения …………………….. отрасли

24. Обучением и воспитанием детей с нарушениями интеллектуального развития занимается ……………….педагогика

25. Обучением и воспитанием детей с нарушениями слуха занимается ………………. педагогика

26. Обучением и воспитанием детей с нарушениями зрения занимается ………………. педагогика

27. Обучением и воспитанием детей с нарушениями речи занимается ……………….

28. Отставание в интеллектуальном развитии, выявленное в возрасте трех и более лет называют………………..

29. Полностью поддается коррекции при помощи слухового аппарата глухота проводимости /нейросенсорная глухота

30. Дислексия, дисграфия, агнозия относятся к ……………………. логопедическим расстройствам, они связаны с нарушением функционирования мозга/речевого аппарата

31. Дислалия, дизартрия, дисфония относятся к ……………………. логопедическим расстройствам, они связаны с нарушением функционирования мозга/речевого аппарата

Задание 3. Выберите правильные ответы из предложенных:

· Человека как индивида характеризуют: а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

· Свойства человека, обусловленные, прежде всего, биологическими факторами, принадлежностью к виду: а) прямохождение; б) речь; в) нравственность; г) гуманность; д) использование орудий труда; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны;

· Важнейшими элементами психологической структуры личности являются : а) способности; б) направленность; в) темперамент; г) характер; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

· Индивидуальность - это: а) совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других; б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) индивидуально выраженное всеобщее г) все ответы верны; д) все ответы не верны;

· Человека можно считать сложившейся личностью, если а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

· Процесс социализации состоит в следующем: а) привитие ребенку нравственных норм; б) усвоение ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных правил и норм; г) познании действительности; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

Задание 4. Оцените и прокомментируйте фрагменты:

· «В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него – никто» Оноре де Бальзак.

· «Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу» Горький М.

· «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении» Ньютон И.

· «Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век» Наполеон Бонапарт.

· «Гений — это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта» Гольбах П.

· «Талант есть способность обрести собственную судьбу» Манн Т.

· «Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит» Цицерон

· «Талант — это вера в себя, в свою силу...» Горький М.

· «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много» Ключевский В.О.

· «Широта ума, сила воображения и активность души — вот что такое гений» Дидро Д.

· «Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и умиленье»! Пушкин А. С.

· «Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций» Паустовский К. Г.

· «Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат: рано или поздно им воздвигают статуи и в них видят благодетелей человеческого рода» Дидро Д.

· «Таланты истинны за критику не злятся: Их повредить она не может красоты, Одни поддельные цветы дождя боятся» Крылов И. А.

· «Талант и знания — яркий свет, без них из тьмы исхода нет» Рудаки.

· «Нет более огорчительного зрелища в мире нравственном, чем зрелище гениального человека, не понимающего свой век и свое призвание» Чаадаев П. Я.

· «Гений человека всегда одновременно и его рок» Цвейг С.

· «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант» Гёте И.

· «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы» Горький М.

· «Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу» Леонардо да Винчи.

Задание 5. Оцените и прокомментируйте представленные теории личностного развития. К какой Вы склонны присоединится:

1.Темпы развития разных индивидов неодинаковы, поэтому они достигают зрелости в разном возрасте;

2.Период роста и развития жестко ограничен по времени – то, что было упущено в определенном возрасте нельзя наверстать в другом. Индивидуальные особенности взрослого можно предсказать в детстве;

3.Продолжительность периода роста у разных людей неодинакова, индивид отставший на одной стадии может вырваться вперед на другой. Индивидуальные особенности взрослого невозможно предсказать в детстве;

4.Развитие гетерохронное не только межиндивидуальном, но и в интраиндивидуальном смысле: разные подсистемы организма и линост достигают пика в различное время, поэтому взрослый стоит в одних отношениях выше, а в других ниже ребенка;

5.Рассматривает фазы развития, как решение определенной задачи, способ решения которой, определяет траекторию развития.

Задание 6. Оцените и прокомментируйте представленные текстовые фрагменты:

· «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой..., какие виды дарования имеются в человеческом роде..., какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию..., по каким признакам можно узнать соответствующее дарование» Х. Уарте.

· «Первая (причина наблюдающегося «неравенства умов») - это различное стечение событий, обстоятельств и положений, в которых находятся разные люди. (Стечение, которое я называю случайностью.) Вторая - это их более или менее сильное желание учиться. Народ, у которого общественное воспитание давало бы дарование определенному числу граждан, а здравый смысл почти всем, был бы, бесспорно, первым народом в мире. Единственное надежное средство добиться такого результата - это с ранних лет приучать детей к работе внимания. Семена открытий, которые случай представляет всем, бесплодны, если их не оплодотворит внимание. Так как внимательность встречается редко, то редки и гениальные люди. Но что сделать, чтобы заставить людей быть прилежными? Зажечь их страстью соревнования, славы и любви к истине. Неравная сила этих страстей - вот что следует считать причиной столь большого неравенства их умов» Гельвеций.

· «Если бы одна двадцатая доля стоимости и труда, которые тратятся на улучшение пород лошадей и собак, была затрачена на улучшение человеческой расы, какую бы галактику гениев мы могли бы создать!» Ф. Гальтон

· «Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни» В. Штерн.

· «Общую способность часто обозначают термином "одаренность"; в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом. Нужно, однако, сказать, что если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента - эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д» С.Л. Рубинштейн.

· «…Одаренность понимается как то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнений той или иной деятельности» Б.М. Теплов.

· «Поскольку активность бессознательного в творческом процессе сопряжена с особыми состояниями сознания, то творческий акт часто совершается во время сна, в состоянии опьянения или под наркозом. Для того чтобы внешними средствами воспроизвести это состояние, многие люди прибегали к искусственной стимуляции. Когда Р. Роллан писал поэму «Кола Брюньон», он пил вино; Ф. Шиллер держал ноги в холодной воде; Р. Байрон принимал лауданиум; М. Пруст нюхал крепкие духи; Ж.Ж. Руссо стоял на солнце с непокрытой головой; Дж. Мильтон и А.С. Пушкин любили писать лежа на софе или кушетке. Кофеманами были О. Бальзак, И.С. Бах, Ф. Шиллер; наркоманами – Э. По, Дж. Леннон и Дж. Моррисон. Впрочем, вся история мировой рок-культуры связана с психотропными средствами» Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева.

· «Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» С.Л. Рубинштейн.