Тема. Синтаксис и пунктуация

Урок 3

Тема. Разделы науки о языке.

Урок 2

Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений;

- развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;

- воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» , карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

2. Разминка.

- Наш урок мы начнём как обычно — с разминки. Сегодня наша разминка теоретическая.

- У вас на партах карточки с кроссвордами. Возьмите в руки ручки или карандаши. Слушайте вопрос, а ответ записывайте в нужной колонке. Понятно задание?

(Такая запись получится у детей после того, как они ответят правильно на все вопросы).

- Сначала отгадаем слова по горизонтали.

2. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

3. А этот раздел науки о языке изучает постановку ударения в словах, произношение звуков речи и их сочетаний.

4. Раздел языкознания, изучающий звуки речи.

5. Этот раздел науки о языке занимается изучением букв алфавита.

6. Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах.

7. Раздел науки о языке, изучающий состав слова.

8. А этот раздел языкознания изучает способы образования слов.

9. Очень важный раздел науки о языке, который в свою очередь тоже имеет разделы.

10. Изучением частей речи занимается...

11. Словосочетание и предложение изучает...

12. Без этого раздела лингвистики не было бы правильного написания слов.

- А по вертикали получится слово, объединяющее все записанные вами термины. Если вы правильно их назвали, то слово по вертикали - ... (1. Лингвистика).

3. Фронтальный опрос.

- Что же такое лингвистика?

- Назовите ещё раз её разделы.

- А что можно сказать о морфологии и синтаксисе?

4. Формулировка темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Дети отвечают, учитель обобщает).

- Запишите тему урока (на доске есть запись) Разделы лингвистики...

- Поставьте многоточие. К этому мы ещё вернёмся.

5. Работа над темой урока.

- На прошлых уроках мы уже повторили многие разделы лингвистики, вспомнили их в теоретической разминке.

- О каком разделе мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами. А поможет нам текст.

Работа с текстом.

- Откройте упражнение 264.

Чтение текста.

- Прочитайте текст про себя. Он вам знаком. Но насколько вы были внимательны, мы проверим.

- Читаем текст вслух.

Текстоведческий анализ.

- Какова тема текста?

- Основная мысль?

- Перечислите основные признаки текста.

- Определите стиль текста. Докажите.

- Какие средства художественной выразительности встретились в тексте?

- Каков тип речи текста?

6. Проверка домашнего задания.

- Ребята, я не случайно сказала, что текст вам знаком. Дома вы группировали орфограммы, встретившиеся в тексте. Назовите их.

Списывание текста

- Спишите текст.

Беседа

- Ребята, только ли знание орфографии нам нужно для того, чтобы грамотно писать? ( Нет, нужно знание пунктуации ).

7. Конкретизация темы

- Сегодня мы поговорим о пунктуации. Допишите тему урока

Разделы лингвистики... Пунктуация

Работа с текстом

- Как и орфография, пунктуация имеет свои разделы. Назовём их.

- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? Докажите на примерах из текста.

- С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились? Придумайте предложение с восклицательным знаком в конце.

- Что вы можете сказать о многоточии? ( Ответы детей ).

Анализ лингвистической сказки.

- Послушайте лингвистическую сказку. О чём она?

Три точки

Сошлись три точки, разговорились.

- Как жизнь, что нового?

- Да ничего.

- Всё стоишь в конце предложения?

- В конце.

- И я в конце.

- И я.

- Как это несправедливо, - говорит Первая Точка, - о нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено и мы ничего не успеваем сказать.

- Да, - соглашается Вторая Точка, - так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.

- Не пустят, - сомневается Первая Точка, - посчитают ошибкой и вычеркнут.

- А что если нам всем вместе попробовать, - предлагает Третья Точка, - в отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём попробуем. Коллектив — большая сила. Это всюду написано., только бы найти подходящее предложение.

Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это законченное, это — законченное...вот! Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чём не бывало становятся за последним словом. Очередное слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку.

- Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.

- Нет, стояла, - заявляет Третья Точка.

- Вы не могли здесь стоять.

- Не скандальте, пожалуйста, - вмешивается в разговор Вторая Точка, - она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела.

- Но вы здесь тоже не стояли, - возмущается слово, болтаясь на кончике пера.

- Она не стояла? - изумляется Первая Точка, - придите в себя, она же стоит за мною.

Слово видит, что точкам этим не будет конца и отправляется обратно в чернильницу, а Точки стоят и посмеиваются:

- Три точки — это вам не одна в предложении, три точки кое-что значат.

- Как вы поняли сказку? Что значат три точки в предложении? Почему в теме урока мы тоже поставили многоточие?

( Для справки: многоточие ставится в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена; когда возникают перерывы в речи, связанные с волнением, с переходом к новой мысли, главной для автора. Автор специально делает паузу, чтобы читатель понял: дальше будет сообщаться о чём-то важном, о главном предмете изложения ).

- Да, знаки препинания о многом говорят и помогают в характеристике предложения.

Синтаксический анализ предложения.

- Выпишите предложение

Потом цвет озера стал оловянным.

- Выполним синтаксический разбор этого предложения.* ( 1 ученик работает у доски ).

(*Помочь учащимся в определении сказуемого).

Беседа

- Вы сказали, что это предложение неосложнённое.

- А чем может быть осложнено простое предложение?

- Какие случаи встретились в тексте?

- Мы нашли в тексте осложнённые предложения. А есть ли в тексте сложные предложения?

- Они чем-то похожи? ( Оба сложноподчинённые ).

- Составим схемы этих предложений.

- Схему какого предложения составить будет сложнее?

- Предоставим эту возможность тем, кто недавно успешно выступил в школьной олимпиаде.

- Остальные работают с другим сложным предложением.

- Проверяем.

- О каком разделе пунктуации мы ещё не сказали? ( О предложениях с прямой речью ).

- Есть ли в тексте такие предложения? ( Да ).

- Перестройте это предложение так, чтобы слова автора были вначале.

8. Подведение итогов урока.

- О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили?

- Что изучает пунктуация?

- Какие разделы русской пунктуации вы знаете?

Можно предложить детям продолжить предложение "Сегодня на уроке я..."

9. Домашнее задание.

( Творческое, разноуровневое ).

Написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?»

- Кому это задание покажется слишком сложным, составьте устное высказывание на тему «Разделы русской пунктуации», используя таблицу упражнения 263.

- А кому задание покажется слишком простым, напишите лингвистическую сказку, которая начиналась бы так: «Однажды в царстве Знаков Препинания начался переполох...»

Цели урока:

Образовательные:

- повторить и обобщить полученные теоретические знания по изученному разделу;

- совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами;

- продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Развивающие:

- развивать у учащихся критическое мышление;

- развитее навыка устного рисования;

- развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

- продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся.

Воспитательные:

- повышать интерес к изучению русского языка;

- повышать интерес к чтению литературных произведений.

Тип урока: интегрированный ( русский язык и литература)

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

2. Целеполагание.

3. Вступительное слово учителя.

Родному языку человек учится с раннего детства, постепенно постигая все его заветные тайны. Мы общаемся с разными людьми, слушаем музыку, получаем информацию из СМИ и, конечно же, читаем разнообразную литературу. Читая то или иное произведение, мы вдумываемся в каждое слово, размышляем над поступками героев, делаем для себя определенные выводы. У каждого свои читательские интересы: кто-то отдает предпочтение научной литературе; некоторые любят фантастику; другим интересна классика. К сожалению, есть и такая категория людей, которые не любят читать вообще.

Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте, писателе, драматурге, имя которого знакомо каждому человеку с раннего детства. Как вы считаете, о ком пойдет речь? Портрет этого человека перед вами. Конечно же, это Александр Сергеевич Пушкин!

Что вы знаете о нем?

С какими произведениями Пушкина вы знакомы?

Какова роль сказок в жизни каждого человека?

Вспомните и прочитайте строки его знаменитых стихотворений.

Обратите внимание на предложения, записанные на доске. Прочитайте их выразительно, соблюдая интонацию. (Слайд № 3)

Чтение – вот лучшее учение.

А. С. Пушкин

Сказки любят читать все: и взрослые, и дети, и старики.

Какую роль в нашей жизни играют книги?

Как вы считаете, смогут ли заменить электронные книги «живые» книги?

В чем преимущества каждой из них.

Спишите предложения, графически объясните постановку знаков препинания.

4. Работа с лирическим произведением. (Слайд № 4)

Бессмертие

По-русски г..ворим мы с детства,

Но волшебство знакомых слов

Мы обр..таем как наследство,

В с..янье пушкинских стихов.

Поэт не стал д..лекой тенью,

Св..тыней, отданной в музей.

Он шумно праз..нует рожденье

Среди бе..численных друзей.

Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака.

Какова его основная мысль?

Чем дорог Пушкин для русского народа?

Как вы понимаете смысл последних двух строк стихотворения?

Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните выбор орфограммы.

5. Запись предложений с последующим их анализом. (комментированное письмо) (Слайд № 5)

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (знаки препинания не расставлены)

Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.

Составьте схемы предложений.

Чем отличаются сложные предложения от простых?

Какие члены предложения называются однородными?

6. Работа с иллюстрациями. (Слайд № 6, 7)

Рассмотрите иллюстрации. Герои какого произведения изображены на них?

Чему учит нас «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Прочитайте выразительно предложения.

Определите лексическое значение слова «ветхий».

Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

Запишите предложение, составьте схему.

Что вы знаете об обращении?

Приведите примеры предложений с обращениями.

Из какого произведения эти строки?

Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Не видал ли

где на свете ты царевны молодой?

Назовите слова-обращения.

Расскажите о героях, изображенных на иллюстрациях.

7. Письмо по памяти. (Слайд № 8)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Вспомните пушкинские строки. Запишите отрывок по памяти, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.

8. Синтаксический разбор предложений. (самопроверка) (Слайд 9, 10)

Какими знаниями должен обладать каждый учащийся, чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения? ( учащиеся должны уметь определять главные и второстепенные члены предложения; знать и различать распространенные предложения от нераспространенных, односоставные от двусоставных, простые от сложных; знать виды предложений по цели высказывания.)

Лошади бежали дружно.

В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем.

Спишите предложения. Выполните синтаксический разбор. Дайте полную характеристику каждому предложению.

9. Подведение итогов.

Что изучает раздел «синтаксис и пунктуация»?

Чем отличаются глагольные словосочетания от именных?

Какие предложения называются сложными?

Что необходимо знать для того, чтобы выполнить синтаксический разбор предложений?

10. Рефлексия. Задание на дом.

Чему был посвящен сегодняшний урок?

Выполнение какого задания, вызвало у вас особый интерес.

Что вызвало затруднения?

11. Контроль знаний.

Прочитайте текст. Выполните задания В1 – В10.

(1)Пушкин начал читать.

(2)С первой же строки Державин пришел в волнение. (3)Он впился глазами в мальчика. (4)В белых глазах под насупленными бровями забегали темные огоньки. (5)Крупные ноздри его раздулись. (6)Губы приметно двигались, повторяя за Пушкиным рифмы.

(7)В зале была тишина.

(8)Пушкин сам слышал звонкий, напряженный свой голос и сам ему повиновался. (9)Он не понимал слов, которые читал он – звуки его голоса тянули его за собою.

(10)Державин и Петров героям песнь бряцал

(11)Струнами громозвучных лир…

(12)Голос звенит – вот-вот сорвется.

(13)Державин откинулся в кресла, закрыл глаза и так слушал до конца.

(14)Была тишина…

(15)Пушкин повернулся и убежал.

(16)Державин вскочил и выбежал из-за стола. (17)В глазах его были слезы… (18)Он искал Пушкина.

(19)Пушкин бежал по лестницам вверх. (20)Он добежал до своей комнаты и бросился на подушки, плача и смеясь. (21)Через несколько минут к нему вбежал Вильгельм. (22)Он был бледен как полотно. (23)Он бросился к Пушкину, обнял его, прижал к груди и пробормотал:

(24)- Александр! (25)Александр! (26)Горжусь тобой. (27)Будь счастлив. (28)Тебе Державин лиру передает.

В1. Среди предложений 4-6 найдите слово, правописание приставки которого зависит от звонкости-глухости следующего за ним согласного. _________________________________________________________________

В2. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

________________________________________________________________

В3. Из предложения 9 выпишите словосочетание, соответствующее схеме гл. + сущ. _______________________________________________________

В4. Из предложений 10 – 11 выпишите сложное имя прилагательное.

_________________________________________________________________

В5. Составьте схему 12 предложения. _________________________________________________________________

В6. Среди предложений 13 – 15 найдите предложение, которое соответствует характеристике ( повествовательное, нераспространенное, двусоставное). Укажите номер предложения. Укажите его номер. _________________________________________________________________

В7. Из предложений 18 – 20 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне. _________________________________________________________________

В8. Среди предложений 23 – 26 найдите предложение, соответствующее характеристике ( повествовательное, односоставное, распространенное). Укажите номер этого предложения. Укажите его номер. _________________________________________________________________

В9. Среди предложений 7 – 10 найдите сложное предложение. Укажите его номер. _______________________________________________________

В10. Среди предложений 16 – 18 найдите предложение с однородными членами. Укажите номер этого предложения. _________________________________________________________________