Раздел 2. Введение в педагогику

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

Леонардо да Винчи

Задание 1. Сравните понятия по предложенному образцу

А. 1- педагогика, 2- обучение;

Б. 1 – обучение, 2 – воспитание;

В. 1 – обучение, 2 – навыки;

Г. 1 – воспитание, 2 – поведение;

Д. 1 – знания, 2- умения;

Е. 1- школоведение, 2- педагогический менеджмент;

Ж. 1- дидактика, 2- теория обучения;

З. 1 – методология; 2 – методы;

И. 1 – методы; 2- методики;

К. 1 – фундаментальное исследование; 2 – разработка;

Л. 1- анализ; 2 – синтез;

М. 1 – абстрагирование; 2 – опрос;

Н. 1 - опрос; 2 – анкетирование;

 

Задание 2. Заполните пропуски в утверждениях:

1. Педагогика - это наука о двух процессах……………. и…………., а также одном социальном явлении…

2. Система теоретических представлений об организации учебного процесса, закономерностях, принципах, методах, формах и средствах обучения …………

3. Заранее спроектированное, целенаправленное субъект-субъектное общение в результате, которого решаются задачи обучения и воспитания……

4. Процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности необходимой для непрерывного образования………

5. Формирование типологических качеств личности в соответствии с идеалом, который задает нам общество …….

6. Заранее спланированная система ограничения и самоограничения, а также планирования и формирования потребностей ……

7. Приобщение ребенка к нормам и формам поведения и общения, усвоения им установок, социальных норм и ценностей, которые позволяют ему успешно функционировать в обществе…….

8. Наука о специально организованной деятельности, направленной на обучение и воспитание человека любого возраста, это - ….

9. Объект исследования педагогики –……….

10. Предмет исследования педагогической науки – ……

11. Субъектом исследования педагогической науки является….

12. Деятельность тех, кто обучает - ……………, деятельность тех, кто учится - ………..

13. Наука о специально организованной деятельности, направленной на формирование личности человека - …………….

14. Образование обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень …………….. познавательных способностей человека, его подготовку к тому или иному виду ……………..

15. У педагогической науки принято выделять ряд функций: общетеоретическую, …………….. и……………

16. Основные категории педагогики………….

17. Педагогический квадрат составляют……...

18. Сфера человеческой деятельности, функциями которой являются: выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; использование теоретических разработок на практике и возможность прогнозирования развития результатов исследования в области образования и воспитания, - это

19. В репродуктивной деятельности функции эталона и контролера качества продукции выполняют инструкции и ГОСТы, а в сфере науки регламентацией деятельности ученого занимается …………

20. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности ученого, это ……….

21. В научной методологии принята иерархия ступеней упорядочения исследовательской деятельности их называют ………

22. Определяет общие мировоззренческие позиции ученого, его отношение к миру, человеку, результату своего труда - ……………….. уровень методологии

23. Определяет общие системы подходов, принципов, мыслительных операций - …………………… уровень методологии

24. Объединяет представление о методах и процедурах исследования применяемых в конкретной науке -………………………

25. Объединяет методики и конкретные техники исследовательских процедур- ………………..

26. Анализ, синтез, конкретизация относятся к ………. ……..методам

27. Группа методов сбора информации включает ……………………

28. Методы исследования, которые вносят изменения в педагогическую практику, - это…

29. Как называется исследование, если наблюдатель является членом группы, за которой ведется наблюдение….

30. Беседа по заранее составленному плану - это………….

 

Задание 3. Соотнесите области педагогической науки с теми задачами, которые они решают:

  Название области исследования   Исследовательские задачи, которые она решает
теория воспитания Занимается обучением и воспитанием глухих и слабослышащих
сурдопедагогика Сравнивает педагогические системы в разных странах
сравнительная педагогика Дифференцирует особенности обучения и воспитания субъектов разного возраста
возрастная педагогика Занимается формированием ЗУН в рамках определенной профессиональной деятельности
олигофренопедагогика Изучает закономерности, принципы, методы, формы и средства воспитания
профессиональная педагогика Организует педагогическую поддержку для людей пожилого возраста
дефектология Стремится исправить определенные отклонения в поведении ребенка и наладить его отношения с коллективом
геронтогогика Занимается обучением и адаптацией людей с нарушением интеллектуального развития
коррекционная педагогика Занимается организацией адаптации и помощи людям, которые страдают от непоправимых дефектов здоровья

 

Задание 4. Прокомментируйте отрывки. Какие педагогические проблемы нашли в них отражение?

· «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком, и поэтому постоянно растущее, приносящее плоды. … Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. … Все нужно преподавать основательно, кратко и убедительно. Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» Я.А. Коменский.

· «Весь успех дела будет зависеть от профессоров, и, не обинуясь, скажу что больше всего и первее всего надо позаботиться о том, чтобы подготовить таких лиц… Людей вполне благонадежных, не только любящих свою страну вообще, но и особенно преданных успешному в ней развитию науки и просвещения, по моему мнению, еще можно найти в том небольшом количестве, которое нужно для главного училища наставников» Д.И. Д.И. Менделеев.

· «Чем меньше у учителя свободного времени, тем скорее наступит время, когда ему будет нечего отдавать воспитанникам» В.А. В.А. Сухомлинский.

· «Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания… Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека. … Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. … Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью. Чем моложе возраст, тем больше требует он разнообразия деятельности» К.Д. Ушинский.

· «Преимущества, или привилегии, доставляемые высшим образованием, конечно, зовут к себе многих, и никакому сомнению не подлежит, что многие из жаждущих – не образования, а привилегий, им доставляемых, - не в силах вынести на своих плечах ни того, что нужно для достижения этого высшего образования, ни тех общественных обязанностей, которые оно налагает на лиц, его получивших… Высшие учебные заведения должны быть доступны для всех подготовленных к восприятию тех специальностей, для которых они назначаются… Широта доступа в высшие учебные заведения, по моему крайнему разумению, вполне необходима, потому что по отношению к основной цели высших учебных заведений вполне приложимо изречение «много званых, но мало избранных» и более всего приложимо понятие о том, что между избранными будут лишь немногие» Д.И. Менделеев.

Задание 5. Разделите отрывки по тем точкам зрения на образование, которые они отражают. Найдите максимальное количество аргументов «за» и «против» представленных позиций.

· «Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой» Наполеон Бонапарт.

· «В отсутствии регулярного образования есть свои преимущества: не скованный авторитетами рассудок иногда способен делать интересные и верные наблюдения» Б. Акунин.

· «Не довольно того, что просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество: оно доставляет человеку такое душевное наслаждение, с которым ничто не может сравниться. Каждый образованный человек чувствует это и всегда скажет, что без образования жизнь его была бы очень скучна и жалка» Н.Г. Чернышевский.

· «Точно так же, как безобразным стало бы человеческое тело, снабженное глазами на всех его частях, так и государство обезобразилось бы, если б все жители стали образованны, ибо вместо послушания они преисполнились бы гордостью и тщеславием. Всеобщее образование привело бы к тому, что число сеющих сомнения намного превысило бы число способных их развеять» Арман Ришелье.