Модели сбережения, потребления, инвестиций
Величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережения. Динамика инвестиций определяется прежде всего динамикой процентных ставок, что находит отражение в соответствующих функциях потребления, сбережений и инвестиций.
1. Простейшая функция потребления имеет вид
,
где С – потребительские расходы;
С0 – автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода (жизнь в долг);
MPC – предельная склонность к потреблению;
Y – доход;
– налоговые отчисления;
– располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений).
Предельная склонность к потреблению – доля прироста расходов на потребительские товары в любом изменении располагаемого дохода
,
где – прирост потребительских расходов,
– прирост располагаемого дохода.
Изменение MPC графически отражается в изменении тангенса угла наклона прямой потребления C (рис. 29.1). Например, если MPC составляло 25% от прироста дохода ( ) – прямая С1, то в результате увеличения склонности к потреблению (MPC = 50%) – прямая С2, совокупные доходы общества в целом увеличатся от Y1 до Y2.
2. Функция сбережений имеет вид
,
где S – величина сбережений в частном секторе;
-С0 – автономное потребление;
MPS – предельная склонность к сбережению;
Y – доход;
T – налоговые отчисления.
Изменение MPS графически отражается в изменении тангенса угла наклона прямой сбережения (рис. 29.2). Если MPC увеличивается (прямая С1 на рис. 29.1), то MPS сокращается (прямая S2 на рис. 29.2 ), что естественно ведет к увеличению доходов общества в целом.
Предельная склонность к сбережению – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода:
,
где – прирост сбережений,
– прирост располагаемого дохода.
Поскольку располагаемый доход представляет собой сумму потребления С и сбережения S ( ), то и прирост дохода вызывает определенный прирост потребления и сбережения , следовательно MPC+MPS составляет прирост дохода .
.
3. Функция автономных инвестиций
,
где I – инвестиционные расходы;
I0 – автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых и т.д.);
R – реальная ставка процента;
d – эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента.
Факторы, определяющие динамику инвестиций:
– ожидаемая норма чистой прибыли;
– реальная ставка процента;
– уровень налогообложения;
– изменения в технологии производства;
– наличный основной капитал;
– экономические ожидания;
– динамика совокупного дохода.
С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВВП. Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции
,
где Y – совокупный доход,
MPI – предельная склонность к инвестированию, которая означает прирост расходов на инвестиции при изменении дохода и рассчитывается по формуле
;
Рис. 29.3 Функция инвестиций
Чем большая часть от прироста дохода инвестируется, тем больше будут доходы общества (рис. 29.3).
Основные факторы нестабильности инвестиций:
– продолжительные сроки службы оборудования;
– нерегулярность инноваций;
– изменчивость экономических ожиданий;
– циклические колебания ВВП.
Несовпадение планов инвестиций и сбережений обусловливает колебания фактического объема производства вокруг потенциального уровня, а также несоответствие фактического уровня безработицы естественному. Этим колебаниям способствует низкая эластичность заработной платы и цен в сторону понижения (т.е. если цены снижаются, то заработная плата – нет, так как это грозит потерей квалифицированных работников).
30. Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест»
Равновесный уровень Ye может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: Ye=C+I+G+Xn.
Приращение любого компонента автономных расходов вызывает несколько большее приращение совокупного дохода DY благодаря эффекту мультипликатора.
Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента автономных расходов
,
где m – мультипликатор автономных расходов;
DY – изменение равновесного ВВП;
DA – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.
Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный рост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или Xn могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска (рис 30.1).
Рис. 30.1. Равновесный ЧНП в модели «доходы – расходы»
Таким образом, мультипликатор является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменением в автономных расходах. Проблема усложняется в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода Y финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы. Возникает эффект супермультипликатора.
Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Если фактический равновесный объем выпуска Ye ниже потенциального Yf.e. (рис. 30.2), то это означает, что совокупный спрос не эффективен, так как оказывает депрессивное воздействие на экономику.
Рис. 30.2. Рецессионный разрыв
Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. Приращение совокупного дохода DY составляет:
DY = величина рецессионного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов.
Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости (рис. 30.3).
Рис. 30.3. Инфляционный разрыв
Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода DY составит
DY=величина инфляционного разрыва ´ величина мультипликатора автономных расходов.
Одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины предельной склонности к потреблению (МРС) и, соответственно, увеличению предельной склонности к сбережению (MPS), так как мультипликатор = .
Мультипликатор государственных расходов действует аналогично , где mG – мультипликатор государственных расходов (рис. 30.1). Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является МРС.
Аналогично мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на , то располагаемый доход возрастает на величину (рис. 30.4).
Рис. 30.4. Влияние налогов на макроэкономическое равновесие
Потребительские расходы увеличиваются на величину , что увеличивает объем производства Y1 до Y2 на величину , где – мультипликатор налогов.
Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.
31. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты.Кривая Лаффера
Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.
Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.
Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.
Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.
Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.
Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.
Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек.
Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом
ВНП = kg G,
где kg = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.
Действие налогов, подобно G, обладает мультипликативным эффектом
ВНП = - kt T,
где kt = MPC/MPS – мультипликатор налогов.
kg > kt, так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.
Недискреционная фискальная политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.
В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Принципы налогообложения:
– сочетание прямых и косвенных налогов;
– универсальность налогообложения;
– равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;
– однократность налогообложения;
– использование системы налоговых льгот;
– стремление к стабильности условий налогообложения;
– запрет обратной силы налоговых законов.
Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.
Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.
При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.
Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).
Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.
Рис. 31.1. Кривая Лаффера
Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).
Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).
Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.